?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ничему не верь.. (Чертальдо, Палаццо Преторио)
melodie_del_mar
      Примерно год назад я рассказала один старо-тосканский детектив.
 http://melodie-del-mar.livejournal.com/47690.html
      А сегодня я хочу пригласить вас в музей- а точнее,  в то самое место, где развивались события, и рассказать его историю.
     В самой высокой точке Верхнего города Чертальдо стоит символ многовековой власти в долине- Палаццо Преторио.  Один из самых старых «дворцов власти» в Тоскане, который отнесен к лучшим экземплярам её готических дворцов, наряду с флорентийским дворцом Барджелло.



      
Отсюда расходятся две основных улицы средневекового города- улица Боккаччо и улица Ривеллино.
        И даже если вы приедете в Чертальдо, (на что я надеюсь) и даже те, кто уже был там, (чему я ужасно рада), я расскажу историю дворца немного по-другому, как не расскажут местные путеводители, я хочу открыть вам его маленькие секреты...    
      Впервые дворец упомянут в документе 1164 года, относящемся к Федерико Барбароссе. Окончательное строительство дворца было закончено к концу 12 века, стал он домом правителей долины, графов Альберти. Но к 14 веку Чертальдо попал под власть Флоренции, и как не налаживали отношения с новыми властелинами графы Альберти, дворец был конфискован и стал к 15 веку постоянным официальным местом пребывания флорентийского наместника- Викария Долины Эльза и долины Пеза.  
      Именно здесь, в Чертальдо, находилась верховная судебная и государственная власть двух долин.







     Превратившись из родового дома в публичное здание дворец, тем не менее, приобрел- стены его с тех времен стали украшать многочисленные гербы,  викарии все происходили из благородных семейств, и как только новый викарий занимал свой пост, герб его украшал стену дворца.  Хорошенько приглядевшись можно даже увидеть герб Медичи!







     Парадный выход дворца расположился таким образом, чтобы его было видно с самого начала главной улицы города, и  присутствующие могли во всех красках рассмотреть парадные выходы викария.




     Не повезло Палаццо в 1789 году- пост викария был отменен, дворец продан в частные руки и превратился во что-то наподобие доходного дома- квартиры из двух или трех комнат сдавались в найм.
    Интересно, как там жилось в 18 веке, над старыми тюрьмами? :) Крепко спалось по ночам?
    Лишь в 19 веке коммуна Чертальдо смогла выкупить палаццо и вернуть ему прежний вид. 
      К счастью, многие стены, потолки, помещения остались в прежнем виде, не были утрачены ни фрески, на гербы, хотя многие уже стерлись на древних стенах.
     Среди них считающиеся большой ценностью работы Пьер Франческо Фьорентино и, конечно, семьи делла Роббиа.  









      Одно из интересных помещений называлось Палатой Рыцаря или Палатой Трибунала- именно здесь Викарий вершил правосудие.
      Подобные палаты есть во всех старинных палаццо в Тоскане, в частности, в  Сан Джиминьяно. И во всех в них есть старинная надпись, адресованная Викарию – «Выслушай и вторую сторону».
     Но в Чертальдо, в отличии от всех остальных дворцов, надпись иная-
     «Выслушай вторую сторону, но ничему не верь»! 
    Наверное, впервые вершащему правосудие предписывалось оценивать услышанное со своей точки зрения, не просто выслушивать стороны- но приходить к своему собственному мнению
      И здесь же есть маленькая ниша, в которой хранились ключи от тюремных камер. Видимо, в случае необходимости, стражник тут же и получал ключи.
     Надпись эта была видна только самому Викарию, а не посетителям, поэтому она так категорична.
      А вот во втором зале, зале аудиенций, где её  могли видеть пришедшие к викарию, надпись смягчена -    «Выслушай вторую сторону, но верь лишь немногому». 
      Тюрьмы сами по себе весьма впечатляющие- здесь были и женские, и мужские камеры, и содержались здесь заключенные в ужасных условиях, это практически каменные пещеры с местом для туалета в углу.



      Хотя некоторые возвращались в камеру неоднократно. Как, например, художник Джамбатиста Нери, о котором я уже рассказывала - любил он взять аванс, а картину не закончить, и деньги не вернуть. Вот о посещал тюрьму с незавидной регулярностью. Именно он сделал - копотью свечи, как полагают- ту самую мистическую запись на высоте, куда не мог достать человек- 
 
«O come mal la discorresti amico
quando mettesti il piè drento alla soglia poiché
l'uscita non sarà a tua voglia
Giambadia il sa e per questo te lo dico.»
 
      В вольном переводе- «хреново, что ты сюда попал и по собственному желанию ты отсюда не выйдешь, уж я-то, Джамбатиста, это знаю»
     И как ни закрашивали, как ни замазывали надпись, проходило немного времени, и она снова таинственным образом появлялась на стене.
     И ещё одна особенность тюрьмы- как во все века и во всех тюрьмах заключенные считали дни своего заточения и рисовали на стенах календари.
     Здесь все календари- не зарубки. это круги, словно кольца деревьев, нарисованные вокруг солнышек с грустными глазами. Видимо, так мало попадал сюда солнечный свет, что  заключенные рисовали на стенах эти печальные солнышки.   
     Современные посетители палаццо мельком заглядывают в камеры, обходят залитый солнечным светом двор со старым колодцем посередине, лишь изредка вздрагивая, когда веет холодом из каменным коридоров…



      И забираются на башню, чтобы насладится видами на окрестности…







      А школьники серьезно и внимательно слушают своих учителей, одетых паломниками, которые рассказывают про историю долины.



     В Ночи Меркантии здесь горят факелы, глотают огонь канатоходцы и одна театральная постановка сменяет другую, а в наш первый приезд здесь вообще снимали кино.. и разве придумаешь декорации лучше?

 


    
     В обычные ночи площадь пустеет.. и временами  здесь скользит в золотых огнях печальная Дама в белом, чтобы  слегка коснуться плеча случайного прохожего – и раствориться в каменной стене древнего палаццо на глазах у изумленного путника …



(Фотографии палаццо- мои, а праздников- ребят из чертальдовской компании «Драго Неро», (черный дракон)-  самых главных пиротехников и огнеглотателей на всех местных праздниках.)

  • 1
Спасибо за доставленное удовольствие! Непременно ещё вернёмся в Чертальдо:)

Рада, что доставила :) а я в марте собираюсь на несколько дней, если все получится. Скоро расскажу про Презепе- здорово строят. почти закончилось- каждую деталь продумывают, а очень удивилась, строят маленький город, так даже засовы в дверях воспроизводят, как настоящие. Я уже часть фотографий получила. Сабрина- художница- там за Святых отвечает, а все остальные кто за что, под руководством местных падре Дона Артуро и Дона Кристиана. Так здорово!

Эх, если бы у нас так о культурном наследии пеклись...

За что я люблю тосканские городки- народ добрый, неиспорченный, меня одной только фразой, когда я стеснялась постучать в дверь моей любимой поварихи- да заходи к ней, без проблем, ты же в Тоскане!Здесь можно постучать в любую дверь! - просто покорили. А вот Флоренция уже не такая...

И я в Тоскану и её жителей с первого взгляда влюбилась:)

Интересно, Юль! А чей это герб со свинками "чинта сенезе" не знаешь?
У нас в городе тоже есть замок, там была тюрьма...там в камерах я видела один интересный стих. сейчас помню только последнюю строчику...обращение к отцу как бы...
"son nato dal tuo gocciolar del cazzo" (c) )))))))

Не, не знаю, я как-то не интересовалась, где чей герб. Так их, как положено, тьма тьмущая.
А стишок классный! :)))))

Огненные шоу там наверное шикарные!

Мне кажется и у нас файерщики не хуже, просто всякие факелы смотрятся здорово на фоне средневековья, свечей, костюмов, очень аутентично

Ну вот у меня есть собственный файер-театр... стараемся выступать красиво...

Супер! Я дома стараюсь все шоу попадать- мне очень нравится.

Невероятно красиво! Особенно фрески понравились!

Да, там очень сильно чувствуется древность. Первый раз мы вообще попали рано утром, до открытия, в этот день снимали кино и женщина, открывшая ворота, сказала- давайте скорее, проходите, хоть посмотреть успеете- так вот без билета, одни, мы там побродили, а она рассказывала. Потом и правда пару дней попасть было невозможно- киношники все оккупировали.

  • 1