По Европе без авто (melodie_del_mar) wrote,
По Европе без авто
melodie_del_mar

Category:

Флоренция на закате

      Пройдя все стадии отношений с Флоренцией от неприязни до влюбленности я перешла на последнюю (надеюсь)- когда поезд из Пизы приблизился к Эмполи, я , как кот, довольно зажмурилась и сказала- «дома».
      И все же, хотя о Флоренции я писала много, мне не давал покоя вопрос- понятно, что люди едут в этот город, чтобы увидеть произведения искусства- и получают то, что хотят.    
      Но где Флоренция- город?



     Моё, наконец-то дошедшее за несколько лет и приездов чувство влюбленности появилось, когда я увидела Флоренцию майскую, в обрамлении гроз и цветов, сверху, из садов Бардини. 





      Дальше- это было чувство влюбленности во флорентийцев (отделяю их от тосканцев), или мне просто везло, но для меня и те, и другие- это  самые приятные итальянцы. И дальше Флоренция уже стала лицами и событиями и местами, с этими лицами связанными, маленький ресторанчик со свечами и оркестриком на булыжной мостовой, столик на берегу Арно, уже за пределами города с веселой компанией, дурачащейся почти до рассвета,  серьезные офисы в торжественных палаццо, блестящий нос кабанчика- Порчеллино.     
      А сам город? Каменный, местами грязный, но в целом запрятанный за серыми или коричневыми фасадами высоких палаццо, знаковые места, заполненные толпами туристов со всех концов  света.





Серый и промозглый в ноябре и влажный от удушающей жары в августе, когда самих флорентийцев в городе почти не остается.
      Что для человека, который говорит «Ах, Флоренция!», сама Флоренция как таковая?



И тут мне попалась книга Мэри Маккарти «Камни Флоренции»- написанный в 50х годах прошлого века женский ответ «Камням Флоренции» Рескина и, соотвественно. более легкий, по-женски эмоциональный и интуитивный.  Попалась она мне уже в Москве, на обратном пути из Италии, после трех проведенных во Флоренции дней.
      Глядя на наши фотографии, я увидела иллюстрации к зацепившим меня местам этой книги…
      Может быть, это поможет кому-то увидеть город по-новому? Но даже по нашим фотографиям, ставшим  иллюстрациями к фразам изкниги видно, что не во всем я согласна с Мэри Маккарти, ох, не во всем :)
 
   «Современный путешественник способен оценить стиль Неаполя, даже если он не близок ему. Он может оценить Венецию, Рим, Сиену.. Но Флоренция?»




 
   «Флоренция- мужской город, а обычно в городах, которые связаны с искусством, находящим отклик в чувствительных сердцах, есть что-женственное. Например, в Венеции или Сиене. Современного туриста раздражает во Флоренции главным образом то, что она не делает уступки принципу удовольствия. Она прямолинейна и проста, в ней нет ничего таинственного, она не пытается подольстится к зрителю или приукрасить себя- здесь почти нет готических кружев или барочных завитушек. Простые и аккуратные охристо-серые особняки и палаццо на берегу Арно напоминают полки, выстроившиеся на плацу. Можно подумать, что муниципалитет Флоренции издал распоряжение изгнать из города желто-оранжевые оттенки дыни и мандаринов, столь часто встречающиеся в Риме, розоватые тона Венеции, ярко-розовые Сиены, красные- Болоньи».










 
    «На вкус современного человека, во Флоренции слишком много Возрождения, слишком много «Давидов», слишком много тесаного камня, глазурованной терракоты, Мадонн с младенцами».










 
     «Глядя с Большого Канала на Венецианские дворцы, на их окна, распахнутые навстречу солнцу, на мерцающие в залах свечи, на расписные потолки, любой обладающий воображением турист без труда представит себе пышные балы, веселые забавы, любовные игры в этих великолепных интерьерах. Флорентийские  дворцы, напротив, прячут частную жизнь подобно скупцам- впрочем, именно такова репутация флорентийцев. Здесь не принято быть расточительным.»










 
«Для знаменитой своей элегантностью флорентийской моды, привлекающей туристов в магазины на Виа Торнабуони, характерны строгость линий, простота, сдержанность.»


 
«В темноватых кафе на унылой площади полные женщины в добротных костюмах пьют чай, а пожилые господа с тросточками читают газеты».





 

Ну, хватит чужих эмоций, добавим своих.
Если сесть вечером на парапет моста Санта Тринита – то перед глазами пройдет множество картин..
Кто-то возвращается домой после работы, или из магазина, или забрав ребенка из школы.







Кто-то терпеливо ждет, когда засверкает огнями Понте Веккьо-



И как только погаснет последний закатный луч-     вспышки камер как салюты освещают темную воду Арно.



А ночь становится все гуще, и силуэты все таинственнее.. «У Флоренции два лица- второе можно увидеть только ночью, возможно, это её истинное лицо, но, в отличие от многих других городов, она не стремится открывать его, а ревностно оберегает от всех встречных, и требуется очень много усилий, чтобы его увидеть»…









Говорят, что ночью на Понте Веккьо появляется призрак кота.. иногда он может превратиться в чайку.. возможно, он среди этих птиц, кружащих на закате вокруг рыбака у Старого моста., и ждущих сумерек?







Сегодня не танцуют танго на пьяцца Оньисанти, но на  пьяцца Реппублика горит огнями карусель и, неожиданно, вплетается в общий фон звуков Либертанго- это играет маленький «Дракул бэнд»- и глядя на одного из музыкантов, нетрудно поверить в подлинность этого названия…  





На пьяццале Микеланджело вечером  флорентийцев становится не меньше, чем туристов- молодежь устраивается на лестнице посмотреть на закат
Иногда это заканчивается вот так- уже на набережной Арно :)
И вот там, на закате, я подумала- почему, если открываешь фотографии Флоренции- то их как таковых и нет- или выхваченные куски каких-то непонятных переулков, или Понте Веккьо, или пьяцца Синьории, или Дуомо, но Флоренции то и нет- кроме вида сверху?
И вот тут я то поняла. Венеция исключительно фотогенична- снимай любой угол, любую улицу- беспроигрышно. Рим, скрывая настоящие сокровища в маленьких переулочках тем не менее дает их запечатлеть с выгодного ракурса- Рим тоже фотогеничен и узнаваем. А Флоренция- настоящая- вот только такая- сверху в лучах закатного солнца она словно игрушечная- словно вдруг открылась тебе панорама, выхваченная из времени- лет эдак пятьсот назад, а то и больше- цельная, ни убавить, ни прибавить.



Мне кажется, что на свете есть два совершенных вида- где ничего нельзя изменить- вот так, как они есть, они и совершенны- и ничто иное с этими видами не сравнится-
Это закат над венецианской лагуной- и закат на панорамой Флоренции.


На мой взгляд- Флоренция именно здесь- цельная, не изменившаяся за прошедшие столетия, застывшая и прекрасная.
Эта картина ещё долго стояла перед глазами, готова признаться, это был один из самых прекрасных пейзажей, когда-либо виденных мною…







     Если вам повезет- то на фотографии города в спускающихся сумерках вы увидите странный призрачный силуэт- это Бальдаччи д’Ангьяри, убитый в стенах старого замка в 1441 году и покинувшему место  смерти в поисках своего убийцы… Но зачем призраки, когда перед глазами такое чудо...



      А утром следующего дня мы героически забрались на купол Дуомо, пока ещё спали туристы, и город только просыпался в привычной тосканской туманной дымке из-за холмов, тряслись ноги и руки после подъема- но это стоило мучений, сидеть на крыше Дуомо и ждать, когда уползет туман и засверкает колокольня Джотто и крыши города в лучах  по-летнему яркого октябрьского солнца.
   А внизу просыпался один из самых прекрасных городов на свете...






Tags: Италия, Флоренция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments