Сан Марино и не только
melodie_del_mar

Мы познакомились с Сан Марино в самый первый приезд в Италию, лет восемь назад.
Был ноябрь, прогноз обещал «shower» и дождик действительно не падал на землю, а стоял в воздухе мелкими каплями- словно влажная туманная дымка.

Под ногами на улицах Римини лежали мокрые листья, туристов практически не было, за окном нашего отеля на зеленых средиземноморских соснах, как елочные игрушки, крепились влажные шишки, а над всем этим несся перезвон колоколов на церквях и храмах Римини.

Погода в ноябре радовала- буквально на следующий день вернулось солнце, мы гуляли по ноябрьской Италии в футболках и даже купались, а в Неаполе прогноз вообще обещал до 37С.  Вот такая поздняя осень в Италии.
Нам в тот первый раз очень повезло с гидом..  был не сезон и все экскурсии за обычную стоимость стали индивидуальными- в машину гида уместились мы трое и девушка из Новосибирска, и мы поехали в Венецию.
И там попали как раз на «аква альта»- высокую воду, и наш замечательный гид тут же увел нас от мостков и туристов вглубь, в улочки и старые площади, и чисто венецианские бары, и вернулись мы на Сан Марко только когда разбежались туристы и ушла вода, и выглянуло солнце.
Могли ли мы, увидев Венецию изнутри, не влюбиться окончательно и бесповоротно?

Возможно, летом, в группе из 100 человек и в тесной душной толпе мы бы совершенно по-другому воспринимали этот город, но нам  повезло его увидеть почти по-настоящему в тот ноябрьский день.. конечно, потом мы возвращались не один раз, и жили в Венеции, и исходили её практически всю..
И так же наш гид и будущий друг на много лет вперед предложил нам необычную экскурсию по деревням вокруг Римини- и чуть поодаль. Так мы впервые познакомились с Сантарканджело, Сан Лео в Марке, увидели маленькие аутентичные романьские деревни. А тут мне ещё и книжка перепала- с описанием этих самых деревень- вот так и следующая часть моих итальянских вояжей родилась, по деревням аутентичной Италии.
Но и о Венеции я много писала, и деревеньки вокруг Римини описывала не раз- но вот Сан Марино как-то обходила.
По «наводке» того же гида мы отправились в Сан Марино сами. День был непонятный- то солнце выходило, то дождик брызгал- и в конце концов облака встали над Римини плотно, без просвета. Наш автобус вполз на гору Монте Титано, мы взобрались ещё выше, в саму высокую точку Сан Мариино- и застыли.
Далеко под нами под темным небом, затянутым тучами, лежала Романья.. чуть выше- опять, не доставая до нашей горы- стоял тяжелый стой темных туч, а здесь, наверху- светило яркое солнце и  небо  было синим- без облачка. Впечатление, конечно,
 совершенно потрясающее.
А иногда туман закрывал все вокруг настолько плотно, что казалось, Монте Титано парти в воздухе- и ничего больше вокруг нет, только пустота..

Сан Марино в тот момент понравился безумно. Как положено мы сфотографировались на «Краю Света» и сняли собственно этот самый «Край Света» (не пугайтесь, ничего официального, это я его так назвала),

поднялись во все возможные башни, восхищались всем увиденным и решили, что это наша не последняя поездка в крохотную страну.
Но иj дальше Сан Марино неоднократно преподносил сюрпризы.
Чего стоил средневековый туалет (современный внутри)- неожиданно обнаружившийся прямо под очередным холмом- заросшая мхом дверь с тяжелой круглой ручкой запора из тех, которыми в фильмах стучат в двери старых домов- а вместо крыши тот самый покрытый травой холм..
А один раз мы взяли билет на автобус, вышли где-то в середине (признаюсь, по ошибке!) и пошли пить кофе в ближайшее кафе.
-Наши люди заграницу кофе пить не ездят, - смеялись мы потом, поглядывая на Италию невдалеке.
Но пора было выбираться, мы пошли вверх, и в конце концов я нырнула в какой-то полутемный магазинчик на очередном витке дорожного серпантина… В магазинчике висели наряды, подозрительно напоминающие секс-шоп, а когда из-за стеллажей вынырнул хозяин с видом 100% киношного маньяка- я рванула с визгом наружу.

В конце концов оказались в маленьком, напоминающим наши Пазики, рейсовом автобусике, который ходит по внутренним линиям по всему Сан Марино. А водитель не взял деньги: - Да ладно,- сказал он,- поехали.
И мы поехали по всей маленькой стране, от одного городка до другого.. А вернее- даже не городка, а замка. Простите те, кто это знает, но, возможно, кому-то будет интересно: Республика Сан Марино состоит из замков- castello, именно так называются ей муниципалитеты.  Таких замков девять:

Acquaviva
Borgo Maggiore

Chiesanova

Domagnano

Faetano

Fiorentino

Montegiardino

Serravale.

Самый большой город – Dogana, принадлежащий Кастелло Серравалле. Столица- Сан Мариино Читта- девятый замок (выше перечислены восемь), а маленьких городков и селений в Сан Мариино аж 43!
Над долиной, на большом расстоянии друг от друга, возвышаются три горы, три кочки на ровном месте- Монте Титано с Сан Марино, дальше в одну сторону Сан Лео уже в Марке и Вилла Веруккьо в Романье, в провинции Римини. И дальше по холмам рассыпались средневековые романьские деревеньки типа Корриано, Ториианы, Монтебелло и прочих

У каждого замка есть правитель- Капитан, и два Капитана-Регента выбираются управлять Сан Марино. Выбирают их- не поверите- каждые 6 месяцев и красивая церемония вступления в должность происходит 1 апреля и 1 октября.
Считается, что процедура сохранилась со времен римской империи- два капитана-регента выбирают именно для баланса политических сил, от двух разных партий.

И после этих двух дат, первого апреля и первого сентября, у жителей есть три дня для подачи жалобы на предыдущего капитана. Если изложенное в жалобе подтверждается, начинается юридическая процедура  против экс-капитана. Основных партий две- Демократическая- и Социал-демократов, в состав которой после слияния с социалистами, вошла коммунистическая партия. Поэтому и капитанов-регентов два.
Как вам такая государственная система? Это то, что поразило и впечатлило меня больше, чем красоты самого государства.

Двух капитанов у палаццо дель Пополо всегда ждут два черных лимузина- будете на площади- обратите внимание.

В районе пяти вечера, когда заканчивается рабочий день капитанов- из палаццо выходят гвардейцы- а они в Сан Марино живописные!

Это на случай, если вы не попадаете в дни церемоний, когда вся гвардия при полном параде выстраивается на площади.

Так вот, каждый день, в конце рабочего дня, гвардейцы стоят у дверей палаццо. Пока капитаны не отбудут-с :)

Как-то холодным октябрьским днем мы забрели в Сан Марино.. Город был наш, на двоих с мужем.. стоял густой туман, туристы отсиживались в отелях, мы с трудом двигались через мокрую толстую пелену тумана куда-то вверх, еле угадывая улочки.
Из тумана на одном из поворотов выполз темный силуэт большого автомобиля…

-Куда же вы в такую погода, синьора,- открылась пассажирская дверь,.. -идемте кофе выпьем, пока дождь не престанет… И мы нырнули в спасительное тепло автомобиля.
Вот так я попила кофе с правителем Сан Марино!
А потом дождик перестал и я, мокрая, с красным от холода носом, успела нагло сфотографироваться с гвардейцами, которые потом быстренько рванули в соседнее кафе принять по чашке кофе (подозреваю, с граппой- очень уж погода располагала!) Стыдно такую красоту свою демонстрировать- но хочется гвардейцев показать :)

А подруга моя в феврале также оказалось в пустом городе, и все музеи были закрыты, потому что было опасение снегопада, а если пойдет сильный снег,- сказал ей местный житель- то из музея вы уже не выйдете..
В прочие наши приезды в Сан Марино был – опять же бесплатно- спасибо водителю!- автобусик вниз, в Борго Мадджоре, ничего особенного, но уж очень зацепило с первой минуты название – навеяло что-то из Дракулы – перевал Борго, темнота, кони бьют копытами и фыркают, а вдали в тумане на горе- замок…

Вот вид сверху на этот самый старый кастелло в Сан Марино, Борго Маджоре

После Бризигеллы Сан Марино померк.. слишком затоптали, слишком превратился- летом- в большой базар. Лично меня это безумно раздражает. Вот и ездим на полчаса- парфюмерии прикупить в знакомом маленьком магазинчике. И выбор хорош, и цены даже от duty-free отличаются.  А в целом летний Сан Марино- турецкий рынок.. грустно.

Наверное,  если где-то с тобой произошло что-то замечательное и необычное, нельзя возвращаться в это место. Ничего не произойдет, не повторится, и останется лишь разочарование..
Уже не будут отдаваться в гулких каменных стенах наши шаги в тумане, не вынырнет из пелены дождя темный лимузин…

Но всегда можно завернуть за угол с заполненной народом улицы- и тебе снова

откроются старые лестницы, переулочки,

а из-под широких ветвей старых деревьев откроются замечательные виды.

Кстати, в апреле одним из  капитанов-регентов стал самый молодой санмаринезе за всю историю- ему всего 26 лет.

А в Борго Мадджоре проще всего добираться на фуникулере- в хорошую погоду и если высоты не боитесь- замечательное приключение. Там же, спустившись, можно сесть на обратный автобус в Римини (а не подниматься опять вверх).

• 1
Хм, может мне в Сан-Марино прихватить с стобой парадный бешмет и папаху? Как думаете, тамошние гвардейцы померкнут на фоне нашего Кавказского великолепия?... ;-)

Взопреете :)))) в такую жару, да в папахе- а ещё придется какие-нибудь эполеты, кокарды и прочие штучки привесить- чтоб соответствовать

Мелоди дель Мар
Я все пыталась для себя сформулировать, почему среди всех рассказов о путешествиях ваш блог - это самое лучше, самое волшебное, и самое трогающее душу.

И вот сегодня меня вдруг озарило.

Дело в том, что нигде - нигде и ни у кого, я больше не видела такой огромной любви к жизни. Во всех ее гранях и проявлениях.

В очередной раз радуюсь, что вы есть в моей френдленте.

А! И еще - наконец-то я теперь знаю как вы выглядите! Если когда-нибудь случайно столкнемся в Мадридском кафе - я вас узнаю!:)))

*********
"Наверное, если где-то с тобой произошло что-то замечательное и необычное, нельзя возвращаться в это место."

Вот по-этому я и не еду в Краков, хотя он продолжает мне сниться...
Хотя... Мы же ездили туда - год за годом, на три месяца, каждое лето - причем не работать, не учиться - сугубо быть там, бродить по улочкам, рисовать, дышать этим городом... Если его тогда хватило как миниму лет на семь - может он и эту десятилетнюю разлуку выдержит...

Но все-таки очень боюсь, что буду ходить и оплаткивать МОЙ личный город...

Спасибо огромное, дорогая Либерис- но вы меня захваливаете- краснею!
ЯВас помню по мадридским фото, так что- не потеряемся :) хотя в жизни я не такая замерзшая и скукоженная.
И у меня то же было с Парижем- несколько лет подряд, теперь не могу себя заставить вернуться, нет больше "моего" Парижа.. я про это когда-то написала.