По Европе без авто (melodie_del_mar) wrote,
По Европе без авто
melodie_del_mar

Ассизи

Ассизи, без сомнения, основной туристический центр Умбрии.
Туристы, паломники во всего света по одному и группами просто толпами заполняют город.
     Я собиралась в Ассизи давно, даже не думая ещё об Умбрии в целом, в самые первые приезды в Италию,   искала удобные стыковки поездов, чтобы выбраться из Римини в Ассизи.
     Тогда не срослось.
    Теперь, когда основной частью нашего путешествия стала Умбрия, Ассизи, без сомнения был самым первым пунктом обязательной программы.

И вообще Ассизи был все время у нас перед глазами- особенно, на закате, когда вырисовывался весь город, и Рокка наверху. Не так четко, как Фолиньо, но все же. (Фото не мое)

У меня было желание взять велосипеды напрокат, и поездить по Умбрийским дорогам. Так, ещё до поездки я познакомилась виртуально с Петрой- голландкой, которая настолько влюбилась в Умбрию, что переехала туда жить и основала свой бизнес- они разрабатывают туры на велосипедах по Умбрии и Тоскане (очень востребовано голландцами!) предоставляют места в отелях и всяческих агритуризмо, просто велосипеды напрокат выдают. Кстати- я все обсмотрела, что возможно- цены у фирмы Петры самые низкие.
Если вдруг кому интересно- а у них и программы всяческие есть разработанные, а главное, велосипеды они привозят до места и увозят по окончании аренды на расстоянии 40 км от Фолиньо- то вот их сайты в Интернете.

www.meravigliosaumbria.com
www.ecologicotours.it
www.bellavacanzainumbria.it

Петра предложила несколько вариантов проживания в Спелло и в Ассизи, я потом посмотрела в Спелло, мимо проходя- очень неплохие резиденции с завтраком предлагались.  И Петра же мимоходом сказала- Спелло тебе понравится больше, чем Ассизи- Спелло «настоящий», а Ассизи, при всей его привлекательности, город-аттракцион. От этого я и отталкивалась.
      С одной стороны у меня всегда было особое отношение к Францизску Ассизскому- за его любовь к зверюшкам, а две истории- про птиц и зверей, протоптавших тропинку в занесенном снегом аббатстве Ла Верна, когда монахи не смогли пройти через сугробы, чтобы отслужить вечернюю мессу, и вторая- про Брата Волка (а хижина его до сих пор, якобы  существует на горе Субазио) всегда были моими любимыми.
     С другой стороны хотелось увидеть Ассизи живым, город понять,  а не толкаться в потоке туристов.
Поэтому решили отправиться с утра пораньше. Первый автобус уходил в 7 утра (мы в Европе встаем рано- для нас в России это уже 9) - на него мы и отправились. И вообще- для нас город раскрывается на рассвете и на закате- когда он сам по себе, просто город и ты, а не в полдень, запруженный народом.
     Плюс- это был школьный автобус, и ехал он не по трассе, а по горе, по маленькой дороге в зелени, а потом долго со стороны, даже сверху откуда то спускался к Ассизи, поэтому получили огромное удовольствие от рассвета в горах, лавандовых полей между Ассизи и Спелло.

Автобус приходил, как и все прочие, на пьяцца Маттеотти.  Сразу – может пригодиться кому - о прозе жизни: внизу, если спуститься в подземный переход, соединенный с подземной автостоянкой- будет, по- моему, единственный бесплатный туалет в Ассизи.
Но не только это- там же, сразу, как спустишься- римские развалины. Так что- два в одном, все удовольствия.

Смотрю- народ из какого-то тоннеля выбегает, пристала к седому джентльмену, поинтересовалась, а что это, собственно, такое. Оказалось- проход к центру. Сначала по тоннелю идешь, потом площадка на воздухе с приятными видами,

и потом- лифт вниз- и ты практически в центре- чуть-чуть вперед пройти.
      Так как приехали мы с утра- то часа два город был наш- пустые улицы, пустые площади- и понравился он сразу- светлый, легкий какой-то, несмотря на то, что старый… и пусть через дом- отель или ресторан, он все -таки живой, этот город, и разочароваться в нем, по-моему, трудно.

Утром знаменитая площадь пуста, даже уличные кафе ещё только открываются, только солнце играет в струях фонтана и львы отдыхают от дневного зноя.

Спящие львы вообще часто встречаются в Ассизи. Вот этот, например- как же его достала суета вокруг!

Это потом здесь яблоку негде будет упасть,

даже боковые улочки забиты машинами- включая вот такие, мини-машинки полиции- а как ещё проехать по узким улочкам Ассизи?

Ближе к обеду потянулись туристы- действительно, толпами. И все сразу к Базилике. Монументальное сооружение, ничего не скажешь..

Мы спустились вниз  к гробнице, (про фрески рассказывать не буду- это есть в любом путеводителе), а на площади в это время собирались дети- там были расставлены ведерки с водой, коробочки с  красками, и разложены большие листы. Дети рисовали Мир.
А вокруг, одна за другой, сновали группы туристов..

В Ассизи на каждом шагу монашки. Кто-то озабоченно шагает по улице,

а кто-то, обежав все положенные паломнику места, замирает у ограды площади- и долго-долго смотрит вниз- на поля, на церкви…

Вот эта группка у храма, рано утром- важные персоны, вокруг бегают монахи в коричневых рясах, не знают, как угодить.

А родители Святого Франциска безмятежно взирают на суету со своего постамента.

А ещё бродят по Ассизи босоногие монахи в мешковине. И носы красные-сгоревшие, и ноги босые коричневые от загара и от дорожной поли.. Я думала- они, как всегда, деньги зарабатывают, как «легионеры» в Риме- изображают Сан Франческо.

Присмотрелась- а денег им не дают, наоборот- то один, то другой подходит- разговаривает, монах крестом осеняет. Оказалось- это члены отколовшегося ордена францисканцев,  которые  продолжают соблюдать обет нищенствования, в отличии от основного ордена который этому, одному из основных постулатов Сан Франческо, изменил.
Называют их Зилоты. Именно зилот когда-то, как говорят, выкопал из могилы тело Ильи, реформатора Ордена и, собственно,  создателя Базилики Святого Франциска, и выбросил на свалку.
Кстати, сам Илья перед смертью, попросил одеть его в простую серую рясу францисканского ордена.
Илья- и вместе с ним Орден Францисканцев, пытался построить «идеальный материальный мир».. он спас от осквернения останки Святого Франциска, выстроил храм, где эти останки хранятся, если бы не он- наверное, и не было бы нынешнего Ассизи..
Помню, когда читала истории о Святом Франциске, меня безумно тронул рассказ о его смерти- когда он уже понял, что умирает, то попросил сообщить в Рим, его давней подруге, Якопе Деи Сеттесоли, чтобы она приехала проститься, привезла саван, воск для свечей…и немного миндальных пирожных, которыми она когда-то угостила его в Риме. Из-за «печенек»  вся история безумно трогательна.

Меня легка раздражала  коммерческая часть Ассизи- Сан Франческо во всех видах, Брат Волк, птицы на Тразименском озере- но понятно, в принципе, место  очень туристическое.
После полудня мы ушли обратно в город- пора было собираться обратно- становилось совсем жарко.

«Мой» Ассизи- это город витых фонариков, дракончиков, переулочков.

Утренних теней и цветочных горшков.

И- здесь-то никак не ждешь!- вот таких смешных чертей. «Че?» спрашивает эта образина в витрине.

Или весьма жирноватых ангелочков.

Наконец-то я поняла, поему все сувенирные лавки Умбрии и Тосканы- да и в других местах- заполнены керамическими солнышками и лунами-  это ж Брат Солнце и Сестра Луна из работ Святого Франческо.
  "У нас" в Спелло некий дедушка сдает комнаты- в  «Bed& breakfast под названием «Брат Солнце». К сожалению в интернете у него ни сайта, ни адреса- старомоден дедушка.

Но занесет в Спелло и захочется остаться на ночлег- вот он не дорогой вариант, в самой верхней точке, у площади  Valltgloria, где монастырь кларитинок и фонтанчик с видами.

Нырнете в арку, в переулочек- тут вам и «Брат Солнце». Via Monterione, 1. Вот тут- метров на пятьдесят выше этого замшелого переулочка.

Но мы-то, собственно, про Ассизи :)
На станции- пока бегали между автобусами и читали таблички- подбежал очень красивый итальянский мальчик- держа за руку двух девочек (такому красавчику одной было, видимо, мало) –«Извините- я понял, что вы автобус на Фолиньо ищите? Держитесь за нами, мы тоже туда.»Вот такой неожиданный теплый жест на прощание с Ассизи.

Обратно автобус поехал по более загруженной, более низкой дороге- и долго- почти до самого Спелло- в окне был виден розовый город на горе.

Город, где вернувшийся с войны темный рыцарь печально склонил голову перед грандиозной Базиликой.. может, ему неудобно за её монументальность?