Мне нравилось смотреть на Лукку с бастионов- вдали синеют горы, окружающие долину плотным концом, во внешнюю сторону выстроились дома «новой» Лукки,
течет себе ручейком некогда буйная речка Серкьо, возвращающая лишь в горах былой задор,
а внизу, внутри стен- теплые красные и серые крыши города, в котором не построено современных зданий.
И по всему городу то здесь, то там, выстреливают в небо кампаниллы Лукковых соборов и башен.
Башен раньше было больше. Дошла до нас башня Гуиниджи, визитная карточка города- смешная такая, «кудрявая»- с деревьями наверху.
Старые города всегда связаны с людьми, называешь город и всплывает имя. Скажите Флоренция- сразу на ум придет - Медичи
История Лукки связана с тремя именами. Конечно, их, как в каждом городе, было много, но основных три.
Конечно, это Пуччини- хочешь не хочешь, а Лукка город оперы, город классической музыки.
Но мы пойдем дальше, в глубину. Не было бы Лукки, если бы ни знаменитый её кондотьер Каструччо Кастракани.
Есть ещё одна фамилия, с которой связана неразрывно история города. И встречается она на каждом шагу.
Башня - Торре Гуиниджи, музей - вилла Гуиниджи, Гранд отель - Гуиниджи.
Семья приобрела могущество в 13 веке. Как и Медичи, Гуиниджи аристократами по рождению не были, они были удачливыми коммерсантами, банкирами, и благодаря своим успехам на этом поприще стали политиками.
К 13 веку семья Гуиниджи обладала значительным количеством дворцов, вилл и башен внутри стен города. Лишь на время покинули они город- когда правил Луккой Каструччо Кастракани- но вернулись уже в 1369 году, причем опять же безо всяких сражений, а с помощью коммерции и денег.
Но и повоевать пришлось, со второй по влиянию семьей в городе- Фортегуерри. Победили Гуиниджи (иначе не о них бы я сегодня рассказывала!) и с этого момента никто уже не мог с ними сравняться.
Основной успех и процветание пришли в семью при Франческо Гуиниджи, банкире, хранителе казны Папы Грегорио XI, названном луканцами Отцом Нации.
Было у Франческо семь сыновей. Соответственно, младшему ничего не светило.
Но- один за другим сыновья умирали.
Lazzaro- наследник и первенец- получил после смерти отца в 1384 году главенство в семье- но в 1399 году был убит братом Антонио.
Michele-умер от чумы
Francesco-умер от чумы
Bartolomeo-умер от чумы
Что случилось с Антонио не помню :), подозреваю, избавился от него Паоло, а между Nicolao и Паоло и завязалась основная интрига- Паоло мстил за старшего, Ладзаро, а Николао поддерживал Антонио.
В конце концов Паоло (1376-1436) принимает власть в Лукке – становясь синьором Лукки и принимая титул Главы и Защитника народа, принадлежавший его отцу, 21 ноября 1400 года.
Правил он городом следующие 30 лет, пока Лукка снова не стала республикой в 1430 году. Вот такой был брутальный красавец :)
Не так-то прост был младшенький. В 1389 году он был отправлен в Лондон, затем на два года во Фламандию, где приобрел неплохой опыт в коммерции и политике. А потом, как раз к моменту избрания Синьором Лукки, женился на Марии Катерине Антельминелли- прямой наследнице знаменитого Каструччо Кастракани.
На останках старой крепости Каструччо Кастракани Паоло построил новую, увеличил эффективность торговли с Каррарой, развил банковскую деятельность Лукки и торговлю шелком, которым город всегда славился.
Именно при нем в Лукке появились мастера со всей Европы, а кроме того, был Паоло неплохим политиком, завязав отношения со многими итальянскими княжествами и с Папой Римским. Это обеспечило мирное экономическое развитие города.
К сожалению, вскоре после свадьбы молодая жена умерла- было Марии Катерине всего 11 лет. Ещё три раза был женат Паоло- но самой известной его женой, до сих пор приносящей славу Луке, была юная Илария дель Карето из лигурийского рода маркизов Савона.
Илария родила мужу сына Ладислао и умерла, рожая дочь, Иларию младшую.
Муж заказал саркофаг для Иларии знаменитому Сиенскому мастеру Якопо делла Кверча. До сих пор надгробие прекрасной Иларии привлекает множество туристов.
А Габриэле д’Аннунцио в поэме «Город молчания» назвал Лукку городом, окруженным стенами, «где спит женщина Гуиниджи».
Слегка грустно видеть указатели по всему Дуомо: к Илларии- вон туда. И вход отдельно платный внутри собора..
В 2007 году бронзовая статуя Иларии была установлена в её родном городе- Zuccarello..
Следующие жены Паоло были, по очереди, из Пьяченцы и Фолиньо. Но детей ему подарила только Илария.
А дальше история Паоло сложилась весьма печально.
Войска Флоренции и Милана окружили Лукку в 1429 году. И только сын Паоло и Иларии, Ладислао, спас Лукку от вторжения. Но вскоре последовал народный бунт и в конце концов Лукка стала республикой, а Паоло был выдан Миланскому герцогу Сфорца, заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни, которая потом была заменена на пожизненное заключение.
В 1432 году Паоло умер в тюрьме в Павии.
Имущество семьи попросту растащили, даже попытались распилить саркофаг Иларии- но в итоге не решились посягнуть на шедевр.
С именем Паоло как раз и связана башня Гуиниджи.
Её трудно снимать, со стен хорошо видно её кудрявую голову, но внутри узких переулочков Лукки не то, что ракурс не найдешь- саму башню не видно.
Мы шли по сплетению улочек и чуть мимо не прошли- башня была где-то высоко, на улице виден лишь темный старый фасад палаццо на улице Сант Андреа и мы практически случайно вдруг увидели вход и вывеску- 3 евро.
Подниматься на башню одно удовольствие, никаких узких и крутых лестниц, а широкие и удобные проходы, где с каждого этажа открываются все новые и новые виды на город. (Фото лестниц - две первых-не мои)
Вот на самом верху подниматься посложнее, но с иными кампаниллами и соборами не сравнить. (Следующая тоже не моя)
Нам повезло. Накрапывал ноябрьский дождик и на верху мы были одни. А виды, в какую сторону ни глянь, прекрасные. Вся Лукка как на ладони- и дальний лес, и горы, и луга за бастионами.
И замечательные деревья- садик в специальных насыпных газонах.. Врут путеводители, рассказывающие, что дерево само выросло на верхушке башни. Посадили его специально, ещё при Паоло, чтобы башня отличалась от других башен города. Вот и растет садик, лет так семьсот. .
Связана с этой башней легенда- говорят, что самое высокое дерево посадил сам Паоло, и когда он попал в тюрьму, то перед его смертью облетели все листья на дереве.
Высота Торре Гуиниджи-
Вот и конец истории. Ладислао покинул Лукку, и перешел на службу к одному венецианскому кондотьеру. Палаццо и Торре были переданы в собственность муниципалитету Лукки одним из дальних потомков - наследников семьи.
Прямых потомков сегодня не осталось, но есть несколько ветвей семьи, разбросанных по свету.
Я знакома, правда, шапочно, без дружеских отношений, с Эриком Ван-Оппен-Гуиниджи-ди Вестоне, живущим сейчас в Бельгии. Со знаменитой семьей у него связи по материнской лини, по отцовской- фламандцы.
Спросила его совета, когда ещё в первый раз собиралась в Лукку, он рассказал об отелях, где останавливается сам и в городе и вокруг и добавил - Сошлись на меня, скидку сделают, меня там знают.
Не сослалась, мне это показалось ужасно смешным, это все равно, что попросить скидку в музеи Кремля, потому что знакома с потомком Ивана Грозного :) Да и отели в Лукке достаточно дешевы.
Но, гуляя по городу, иногда задавалась вопросом: интересно, что он чувствует, приезжая сюда? Хотя вполне может оказаться, что ничего!