По Европе без авто (melodie_del_mar) wrote,
По Европе без авто
melodie_del_mar

Categories:

Бенанданти

      В справочниках о регионе Фриули Венеция Джулия  информации не много. 

Хотя он богат всем тем, что привлекает туристов: здесь на относительно небольшой территории собрались и заснеженные верхушки гор, и альпийские деревушки - близнецы своих австрийских родственниц, и пляжи, и крутые утесы, падающие в море, с замками наверху.




      Возникший официально с того момента, как лангобарды основали герцогство фриуланское, регион долго метался между Австрией и Италией и в конце концов, после австро-итальянской войны в 1866 году окончательно отошел Италии.  





     Фриули-Венеция-Джулия, как административная единица, возник сравнительно недавно, в 1963 году.  Кроме официального итальянского языка народ говорит на немецком, словенском, венецианском и некоторых более «глубоких» диалектах этих перечисленных официально признанных языков. В области Фриули, в регионе Удине,  говорят на фриуланском.

      Именно здесь делают знаменитую ветчину Сан Даниэле, основного конкурента пармской ветчины, здесь производят неплохие вина,  здесь находятся руины знаменитой Аквилеи, и любимое место контрабандистов всех мастей в прошлом - Триест.








    Об Удине, одном из главных городов и фактической столице региона Фриули, я рассказывала.      О легендах Фриули, о его белых дамах и замках я уже писала, сегодня тема будет другая, ближе к язычникам.   



     Именно здесь, во Фриули, жило одно из самых загадочных человеческих сообществ, скорее кланов, когд-либо существовавших в Европе -  бенанданти.

     История бенанданти- раздолье для любителей фэнтези и мистики.

     Benandanti ("Хорошие Ходоки", если буквально, или- если не буквально:) - люди на хорошей стороне, стороне добра) жили в Северной Италии, во Фриули, достаточно недавно по историческим меркам- это 16 и 17 века.  Бенанданти считали  сатанистами и ведьмами, хотя на самом деле они с ведьмами боролись, что создавало огромную проблему для Святой Инквизиции- вроде культ, вроде колдуны- а противостоят ведьмам и нечистым силам. Специальное расследование проводилось целое столетие,  между 1575 и 1675 годами, но об этом позже.

    Бенанданти утверждали, что когда они спят, их дух покидает тело и отправляется на борьбу с ведьмами вампирами и прочей нечистой силой.

    В первую очередь их действия были направлены на защиту  своих домов и посевов, чтобы злые духи не могли навредить урожаю. Существует множество картин и гравюр того времени, изображающих бенанданти, сражающихся со всяческими мифическими существами.

    Вот и рисунок Леонардо да Винчи: бенанданти борются с ведьмами

    Интересная деталь- члены клана бенанданти были отмечены с рождения, такая вот генетическая особенность, позволяющая причислять себя к клану избранных. Все дети бенанданти рождались с некоей водной оболочкой вокруг лица, я не сильна в гинекологии, но официальное название этого пузыря – амниотический мешочек (вилимо, околоплодный пузырь). Собственно, этот мешочек окружает зародыш в организме матери, но дети бенанданти все рождались с таким защитным пузырем на голове, который убирали сразу после рождения.

Особое значение имели растения- для своей защиты мужчины бенанданти всегда носили стебли фенхеля- в то время как ведьмы использовали сорго. Собственно, из сорго делали метла :)

   Бенанданти утверждали, что во время поста перед большими католическими праздниками, четыре раза в год, они превращаются в мелких животных и отправляются на борьбу со злыми духами. Если борьба заканчивалась победой Бенанданти- урожай был обильным, скот здоровым, дети не болели, редко случались бури и прочие ненастья,  если бенанданти отступали- все сохло или просто не всходило на полях, болели и умирали дети, погибал скот. Собственно, вся жизнь бенанданти была связана с сельским хозяйством, свои поля они и защищали. 

   Особое предназначение было у женщин бенанданти- они являлись на сельские праздники, веселились и пили вино вместе со всеми, но в конце праздника объявляли, кто в селе умрет в следующем году.

Главной у женщин была так называемая «аббатиса» которая всегда сидела в центре и пользовалась почитанием.  Историки связывают этот образ с некоей богиней-предсказательницей, которая была популярна на Сицилии и в некоторых других областях Италии в языческие времена.

   Именно бенанданти дали толчок для появления далматинский борцов с вампирами Крестников, венгерских Талтос, румынских Калушари, осетинских Буркудзаута, историки находят связь между бенанданти и языческим шаманством  Балтийских и славянских культур. Но бенанданти никогда не пользовались никакими подручными средствами, ни настоями из трав, ни чем-либо другим, не входили в транс.

   Нечто похожее случалось и в других местах, в частности, в 1692 году в Ливонии, где старика по имени Тайсс судили за то, что он был оборотнем. В свою защиту старик говорил, что он никому не причинял вреда, а в оборотня превращался, чтобы бороться с демонами и не давать им красть зерно из деревни. В итоге старика приговорили к десяти ударам кнута по обвинению в суеверии и идолопоклонстве.

   Но целое сообщество, с генетической особенностью…

   Инквизиция была озадачена. Они никак не могли найти тот стереотип, под который попадали бы бенанданти. С одной стороны их обвиняли в проведении шабашей, с другой стороны бенанданти заявляли, что борются за веру Христа, и только они могут спасти людей от зла, которое темные силы причиняют сельским жителям и их посевам.

    С одной стороны беннаданти объявили, что были настроены против ведьм и колдунов, и их злых действий, что они не пользуются специальными  мазями, чтобы летать, но при этом они проводили тайные ночные ритуалы, их дух покидал тело, и они могли превращаться в животных.

    В итоге инквизиция пришла к заключению, что бенанданти сами были ведьмами и колдунами. Но не это беспокоило инквизицию. С ведьмами все было понятно, больше Святую Церковь пугали еретики. И бенанданти по всем статьям подходили под это понятие.

    Но- ни один процесс против бенанданти не закончился смертным приговором. Такой вот компромисс!

    Некоторые документы инквизиции говорят о том, что многие бенанданти являлись поклонниками богини Дианы, бенанданти объясняли, что они практикуют белую магию, находясь на стороне светлых сил.

    Считалось, что бенанданти вступают в контакт с миром мертвых, могут управлять силами природы, в своей магии для защиты и для борьбы с ведьмами они использовали кошек, коз и лошадей. Возник и термин- в противоречие Добрым БЕНанданти существовали МАЛанданти- злодеи или вампиры-стригони.

   Некоторые бенанданти называли себя армией Христовой.

   В документах инквизиции сохранились признания членов клана, что они собирались по вечерам, выпивали вина (галлюциноген?) и отправлялись в леса, на сборища ведьм, танцующих у костров, и оскверняющих христианские символы. Начинался бой с ведьмами.

    Такие обряды- «набеги» на ведьм- совершались во время великих постов, четыре раза в год. И если побеждали бенанданти- урожай был прекрасным, рождались здоровые дети, редко случались бури и прочие ненастья. Если ведьмы- болели и умирали дети, погибал скот, увядали зерновые.

     Ученые искали разумные объяснения культу бенанданти. Более или менее близкими посчитали эпилепсию или использование галлюциногенов. Но возникли вопросы- никто не слышал об эпилептиках, коллективно подгоняющих приступы под конкретные даты четыре раза в год и имеющими одинаковые видения, ни один галлюциноген не позволит точно определять, кто умрет в деревне в следующем году, не может множество людей иметь одинаковые видения даже по воздействием каких-либо трав.   

      Одну из женщин бенанданти обвинили в том, что она учила крестьянку видеть духов. Однако женщина отрицала обвинение, она сказала, что её сила от Бога и  крестьянка приехала к ней за помощью- она видела духов и просила освободить её от этого кошмара. Женщина бенанданти просто объяснила крестьянке, что нельзя отнять полученный от Бога дар, надо просто научиться спокойно жить с этим.

     В наше время обе бы попали в психиатрическую больницу :). А те времена они были обвинены в ереси и высланы из места постоянного проживания.

   К началу 17 века бенанданти исчезли..  перестали рождаться дети с пузырем вокруг головы. Потихоньку канули в неизвестность существовавшие члены культа.

   Почему они исчезли- неизвестно. Злых духов, по-видимому, не убавилось, а вот охотников на них  не стало. И хотя слава о необычном клане  породила множество последователей, в первую очередь на Балканах- о самих бенанданти больше никто и никогда не услышал…

  А их имя, как водится,  стало приносить прибыль…

Путешествуя по Италии мы в первую очередь ищем великие шедевры, часто мы не замечаем собственную народную культуру Италии (что и пытаются показать миру "Амичи ди Кьянти", о которых я писала раньше), но есть ещё целый пласт, обычно остающийся в стороне- это то, чем мы зачитываемся в мистических романах и, как правило. не замечаем в реальной истории того или другого места... А история порой интереснее и необычнее самого изощренного романа... 

 

Tags: Италия, Фриули, бенанданти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments