Previous Entry Share Next Entry
Бенанданти
melodie_del_mar

      В справочниках о регионе Фриули Венеция Джулия  информации не много. 

Хотя он богат всем тем, что привлекает туристов: здесь на относительно небольшой территории собрались и заснеженные верхушки гор, и альпийские деревушки - близнецы своих австрийских родственниц, и пляжи, и крутые утесы, падающие в море, с замками наверху.




      Возникший официально с того момента, как лангобарды основали герцогство фриуланское, регион долго метался между Австрией и Италией и в конце концов, после австро-итальянской войны в 1866 году окончательно отошел Италии.  





     Фриули-Венеция-Джулия, как административная единица, возник сравнительно недавно, в 1963 году.  Кроме официального итальянского языка народ говорит на немецком, словенском, венецианском и некоторых более «глубоких» диалектах этих перечисленных официально признанных языков. В области Фриули, в регионе Удине,  говорят на фриуланском.

      Именно здесь делают знаменитую ветчину Сан Даниэле, основного конкурента пармской ветчины, здесь производят неплохие вина,  здесь находятся руины знаменитой Аквилеи, и любимое место контрабандистов всех мастей в прошлом - Триест.








    Об Удине, одном из главных городов и фактической столице региона Фриули, я рассказывала.      О легендах Фриули, о его белых дамах и замках я уже писала, сегодня тема будет другая, ближе к язычникам.   



     Именно здесь, во Фриули, жило одно из самых загадочных человеческих сообществ, скорее кланов, когд-либо существовавших в Европе -  бенанданти.

     История бенанданти- раздолье для любителей фэнтези и мистики.

     Benandanti ("Хорошие Ходоки", если буквально, или- если не буквально:) - люди на хорошей стороне, стороне добра) жили в Северной Италии, во Фриули, достаточно недавно по историческим меркам- это 16 и 17 века.  Бенанданти считали  сатанистами и ведьмами, хотя на самом деле они с ведьмами боролись, что создавало огромную проблему для Святой Инквизиции- вроде культ, вроде колдуны- а противостоят ведьмам и нечистым силам. Специальное расследование проводилось целое столетие,  между 1575 и 1675 годами, но об этом позже.

    Бенанданти утверждали, что когда они спят, их дух покидает тело и отправляется на борьбу с ведьмами вампирами и прочей нечистой силой.

    В первую очередь их действия были направлены на защиту  своих домов и посевов, чтобы злые духи не могли навредить урожаю. Существует множество картин и гравюр того времени, изображающих бенанданти, сражающихся со всяческими мифическими существами.

    Вот и рисунок Леонардо да Винчи: бенанданти борются с ведьмами

    Интересная деталь- члены клана бенанданти были отмечены с рождения, такая вот генетическая особенность, позволяющая причислять себя к клану избранных. Все дети бенанданти рождались с некоей водной оболочкой вокруг лица, я не сильна в гинекологии, но официальное название этого пузыря – амниотический мешочек (вилимо, околоплодный пузырь). Собственно, этот мешочек окружает зародыш в организме матери, но дети бенанданти все рождались с таким защитным пузырем на голове, который убирали сразу после рождения.

Особое значение имели растения- для своей защиты мужчины бенанданти всегда носили стебли фенхеля- в то время как ведьмы использовали сорго. Собственно, из сорго делали метла :)

   Бенанданти утверждали, что во время поста перед большими католическими праздниками, четыре раза в год, они превращаются в мелких животных и отправляются на борьбу со злыми духами. Если борьба заканчивалась победой Бенанданти- урожай был обильным, скот здоровым, дети не болели, редко случались бури и прочие ненастья,  если бенанданти отступали- все сохло или просто не всходило на полях, болели и умирали дети, погибал скот. Собственно, вся жизнь бенанданти была связана с сельским хозяйством, свои поля они и защищали. 

   Особое предназначение было у женщин бенанданти- они являлись на сельские праздники, веселились и пили вино вместе со всеми, но в конце праздника объявляли, кто в селе умрет в следующем году.

Главной у женщин была так называемая «аббатиса» которая всегда сидела в центре и пользовалась почитанием.  Историки связывают этот образ с некоей богиней-предсказательницей, которая была популярна на Сицилии и в некоторых других областях Италии в языческие времена.

   Именно бенанданти дали толчок для появления далматинский борцов с вампирами Крестников, венгерских Талтос, румынских Калушари, осетинских Буркудзаута, историки находят связь между бенанданти и языческим шаманством  Балтийских и славянских культур. Но бенанданти никогда не пользовались никакими подручными средствами, ни настоями из трав, ни чем-либо другим, не входили в транс.

   Нечто похожее случалось и в других местах, в частности, в 1692 году в Ливонии, где старика по имени Тайсс судили за то, что он был оборотнем. В свою защиту старик говорил, что он никому не причинял вреда, а в оборотня превращался, чтобы бороться с демонами и не давать им красть зерно из деревни. В итоге старика приговорили к десяти ударам кнута по обвинению в суеверии и идолопоклонстве.

   Но целое сообщество, с генетической особенностью…

   Инквизиция была озадачена. Они никак не могли найти тот стереотип, под который попадали бы бенанданти. С одной стороны их обвиняли в проведении шабашей, с другой стороны бенанданти заявляли, что борются за веру Христа, и только они могут спасти людей от зла, которое темные силы причиняют сельским жителям и их посевам.

    С одной стороны беннаданти объявили, что были настроены против ведьм и колдунов, и их злых действий, что они не пользуются специальными  мазями, чтобы летать, но при этом они проводили тайные ночные ритуалы, их дух покидал тело, и они могли превращаться в животных.

    В итоге инквизиция пришла к заключению, что бенанданти сами были ведьмами и колдунами. Но не это беспокоило инквизицию. С ведьмами все было понятно, больше Святую Церковь пугали еретики. И бенанданти по всем статьям подходили под это понятие.

    Но- ни один процесс против бенанданти не закончился смертным приговором. Такой вот компромисс!

    Некоторые документы инквизиции говорят о том, что многие бенанданти являлись поклонниками богини Дианы, бенанданти объясняли, что они практикуют белую магию, находясь на стороне светлых сил.

    Считалось, что бенанданти вступают в контакт с миром мертвых, могут управлять силами природы, в своей магии для защиты и для борьбы с ведьмами они использовали кошек, коз и лошадей. Возник и термин- в противоречие Добрым БЕНанданти существовали МАЛанданти- злодеи или вампиры-стригони.

   Некоторые бенанданти называли себя армией Христовой.

   В документах инквизиции сохранились признания членов клана, что они собирались по вечерам, выпивали вина (галлюциноген?) и отправлялись в леса, на сборища ведьм, танцующих у костров, и оскверняющих христианские символы. Начинался бой с ведьмами.

    Такие обряды- «набеги» на ведьм- совершались во время великих постов, четыре раза в год. И если побеждали бенанданти- урожай был прекрасным, рождались здоровые дети, редко случались бури и прочие ненастья. Если ведьмы- болели и умирали дети, погибал скот, увядали зерновые.

     Ученые искали разумные объяснения культу бенанданти. Более или менее близкими посчитали эпилепсию или использование галлюциногенов. Но возникли вопросы- никто не слышал об эпилептиках, коллективно подгоняющих приступы под конкретные даты четыре раза в год и имеющими одинаковые видения, ни один галлюциноген не позволит точно определять, кто умрет в деревне в следующем году, не может множество людей иметь одинаковые видения даже по воздействием каких-либо трав.   

      Одну из женщин бенанданти обвинили в том, что она учила крестьянку видеть духов. Однако женщина отрицала обвинение, она сказала, что её сила от Бога и  крестьянка приехала к ней за помощью- она видела духов и просила освободить её от этого кошмара. Женщина бенанданти просто объяснила крестьянке, что нельзя отнять полученный от Бога дар, надо просто научиться спокойно жить с этим.

     В наше время обе бы попали в психиатрическую больницу :). А те времена они были обвинены в ереси и высланы из места постоянного проживания.

   К началу 17 века бенанданти исчезли..  перестали рождаться дети с пузырем вокруг головы. Потихоньку канули в неизвестность существовавшие члены культа.

   Почему они исчезли- неизвестно. Злых духов, по-видимому, не убавилось, а вот охотников на них  не стало. И хотя слава о необычном клане  породила множество последователей, в первую очередь на Балканах- о самих бенанданти больше никто и никогда не услышал…

  А их имя, как водится,  стало приносить прибыль…

Путешествуя по Италии мы в первую очередь ищем великие шедевры, часто мы не замечаем собственную народную культуру Италии (что и пытаются показать миру "Амичи ди Кьянти", о которых я писала раньше), но есть ещё целый пласт, обычно остающийся в стороне- это то, чем мы зачитываемся в мистических романах и, как правило. не замечаем в реальной истории того или другого места... А история порой интереснее и необычнее самого изощренного романа... 

 


  • 1
"Женщины бенанданти являлись на сельские праздники, веселились и пили вино вместе со всеми, но в конце праздника объявляли, кто в селе умрет в следующем году" - могу себе представить, как хозяева были рады таким оригинальным гостьям!))

Ты просто в унисон с моим мужем :) а вот и нет- у людей было время подготовиться, у семей тоже- собственно, с этой целью женщин бенанданти и приглашали! Они ещё указывали, кто в селе черная колдунья. (представляю, что с ней потом делали односельчане :)

Приятные были дамочки, что и говорить! Но интересно, в самом деле, спасибо, Жюли.

Необыкновенно увлекательная история! Спасибо[

Приятно, что понравилось

Вот это да!
Мелоди дель Мар - книгу, книгу, книгу!!!!!!!!!!!!!!
Сейчас пойду немедленно повешу куда нибудь, чтоб все сбежались и прочли!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account