Previous Entry Share Next Entry
Хорватские сказки
melodie_del_mar

С Хорватией нам не повезло. Не с самой Хорватией, конечно, а с погодой- редкое лето с температурой за сорок градусов тепла…
Но в тот год вся Европа горела, и другого времени для отпуска не было.. так мы и пошли в отпуск в июле- последний раз, надеюсь- весна и осень гораздо приятнее, чем жара и толпы в аэропортах.
Тогда выбирать не приходилось. О нашем путешествии в Хорватию, в Макарску, я уже писала… все было бы прекрасно- при возможности хоть что-то посмотреть.

     

Но при хорватской влажности в жару за сорок только из-под кондиционера в море выпрыгнешь - и обратно.
     Даже поздней ночью оставалось ощущение сауны- как будто на горячие камни выплеснули хвойное масло.
      Но кое что увидеть удалось, даже на велосипеде по лесам прокатились, хотя большую часть времени не то что из номера, на балкон не выползали, хорошо, что отель был новый, высокого класса.
     Ну, а море - вне всяких похвал- потрясающее.


     Как-то сидела я в номере, с тоской глядя в окно и мечтая о ветерочке, хотя бы чуть чуть! И перелистывала от нечего делать местный телефонный справочник - куда бежать в случае солнечного удара и вообще все остальное от  скуки.
     И упал взгляд на адрес- улица Волколашская.
     Тут фантазия разыгралась. Стала искать улицу вукодлакскую- имени местного оборотня. Не нашла, конечно! Но название запало.
      В ресторане мы подружились с местной девушкой-официанткой- она рассказывала о ветре- боре, что приходит с моря и тогда уж мало не покажется, из дома не выйдешь. Волны на море вздымаются, крыши треплет, пластиковые столики уличных кафешек разлетаются только так.
     А ещё про темные леса вокруг маленьких городков, про крохотные деревни высоко на горе- в два-три домика, только окна, как волчьи глаза светятся высоко вверху, почти у самого неба..

      А чего она не рассказала,  потом в книжках нашлось.

      Недалеко от Дубровника, где река Неретва впадает в Адриатику, есть небольшой городок Клек.

    

Легенда рассказывает, что в ночи, когда приходит ураган, на мысе Клек собираются на свой шабаш ведьмы, волшебники и феи со всего света. И шумят они так, что слышно в  городке Огулин.

     Легенда была так популярна, что теперь ею заманивают туристов. Здесь проводится фестиваль сказок Огулина, включающий концерты, представления и спектакли, музыку, различные развлечения для детей и взрослых. Неотъемлемая часть фестиваля- люди в костюмах ведьм  и волшебников  



      А на границе с Венгрией, в северной Хорватии, есть городок Дурдевач. Его жителей зовут «пикок»- петухами.


     История эта связана с временами турецкого нашествия. Город был осажден, и люди в крепости остались без продуктов и воды, не в силах завоевать Дурдевач враги решили уморить его защитников голодом.
    Вариантов спасения не было. Из продуктов остался один живой петух, которого на всех не хватило бы. И тут некая старуха предложила – давайте зарядим орудие петухом и выстрелим в сторону врага.

    Так и сделали. Когда в сторону турок полетел петух, врагирешили, что в городе достаточно еды, раз петухами стреляются, и нет никакого смысла в осаде. Так и ушел враг, и был  спасен город Дурдевач.  А местное предание гласит-
     "И Вы там, крылатые герои, которые борются  петухами, Вы должны носить имя петуха навсегда! Ваших детей назовут петухами, и ваши внуки останутся петухами!"
      Как бы смешно это прозвище не звучало, но жители города им гордятся  и изображение петуха  даже сегодня является наиболее распространенным геральдическим символом этой области.

     История о том как резчик по камню Марино с острова Раб в поисках работы и лучшей жизни осел в центральной Италии, стал святым Мариино и основателем государства- Сан Мариино-  всем известна.
     Истинного христианина преследовали за его  веру, и бежал он на гору Титано, где построил хижину…

       А в самом сердце Истрии, в долине реки Мирн, рассказывает легенда, жили когда-то гиганты…

      Они были такими огромными, что играючи строили города на склонах гор.  Одним из городов, построенным гигантами в то легендарное время, был Мотовун.

Говорят, что когда один из гигантов сердился, он голыми руками поднимал церковь Мотовуна, как игрушечную, а потом ставил её на место.
      Много лет спустя, стала Истрия заселяться людьми, и ушли гиганты навсегда, и никто не знает, куда они исчезли…

       Кое-кто ещё задается вопросом, а исчезли ли следы войны, безопасно ли путешествовать в хорватской глубинке.. но бояться надо не минных полей…
     В Хорватии, как и везде на Балканах, издавна бытовали рассказы о вампирах- особенно славилась преданиями и страшными легендами Далмация..
     Итальянский историк Альберто Фортис ещё в 1770 году писал, что в этих местах необычайно сильны верования в ведьм, фей и вампиров. Особенно боялись люди некоего существа по имени Вукодлак- мертвеца, которого оживил Дьявол и который питается человеческой кровью.
      Чтобы обезопасить себя, и уберечься от вукодлака, крестьяне в этих местах подрезали сухожилия умершего человека- чтобы он, восстав из могилы, не смог двигаться.
     Крестьяне в глубинке Истрии до сих пор убеждены, что некие существа пьют кровь детей. Называют их ’strigon’ или ‘vedavec.’
      После смерти такой стригон бродит по деревне в полночь, и если стукнет он в чью-то дверь- скоро в этот дом придет смерть.
      Любят эти чудища забраться в постель к вдовам, особенно молодым и красивым. И чтобы спастись от стригона, люди идут на кладбище, вскрывают могилу того, кто бродит по ночам по их мнению, и протыкают сердце ясеневым колом.
       И если это и правда стригон- труп начинает метаться под  колом, как будто он живой, и чувствует боль. Тогда гроб заколачивают и снова зарывают в землю.
     Представляю, сколько невинных покойников перекололи в старые времена! 
    Кстати, практика вскрытия гроба и «пронзания» колом жива была до последнего времени- власти боролись, как могли, и к ответственности привлекали, и штрафы накладывали.

    Самым известным вампиров Хорватии- местным Дракулой- был Jure Grando, просто затерроризировавший деревню на Истрии в 17 веке. Он не пользуется всемирной славой Дракулы, но на протяжении столетий история Грандо занимала соотечественников, и многие века выходили рассказы и газетные статьи, посвященные этому знаменитому кровопивцу.

    После смерти и похорон  Грандо священник, возвращаясь домой, увидел покойника, сидящего у двери. И впредь как только появлялся Грандо у дома- кто-то из жильцов умирал. Случаев загадочных смертей становилось все больше, да тут ещё вдова пожаловалась, что совсем замучил её покойный муж.
Пришлось местному начальнику собрать народ, раздать факелы и колья, налить местного ликера для храбрости- и воинство отправилось на кладбище.

Но не успели они дойти до искомой могилы, как разбежались от страха.  Не помогли ни факелы, ни ликер.
    Пришлось взяться за дело местному священнику- вооружившись распятием и боярышниковой палкой,  он отправился, сопровождаемый любопытными, на кладбище. Могила была вскрыта- и ко всеобщему ужасу взглядам предстал весьма розовенький и свежий покойничек с румянцем на щеках.  Священник    прочел молитву и поднял боярышниковую палку- «Смотри, вампир,- сказал он,  - вот Иисус Христос, который умер за нас, и умер он на деревянном кресте!»
     Слезы покатились из закрытых глаз вампира… а кончилось все банально: голову отрезали, чесноком набили, и жила деревня с этого дня припеваючи.  
    В этих местах существовало поверье, что если не забить кол в течении 30 лет со дня смерти вампира, то он обретает небывалую силу, может передвигаться и при солнечном свете, может уехать далеко, и даже жениться и иметь детей- но от этого он не перестает быть вампиром.

    По-разному зовут вампиров на Балканах- воркудлак, кудлак, прикосак, косак, вукодлак, теняк.
     В Сербии считали, что вампир может принять образ бабочки (то-то я ночных бабочек терпеть не могу!:)
     В Черногории считали, что он превращается в волка, а цыгане тех мест говорили, что вампир невидим для обычных людей.

     И в этих же местах когда-то давно появились охотники на вампиров- мы все фильмы смотрим да в игры играем- а люди этому жизнь посвятили на полном серьезе!
     Известны судебные процессы в Дубровнике в 1737 и 1738 годах- подсудимыми были охотники на вампиров- их обвиняли в осквернении могил.  
     Крсник или Кресник- так назывались охотники на вампиров.

      Название  произошло от слова крест, а подобные легенды присущи также северной Италии- там в регионе Фриули (рядом с Хорватией-Словенией, собственно, одни и те же места) - существовал культ Бенанданти.


     Членами «клана», защищавшего свои дома и свой урожай были и мужчины и женщины. Но это уже совсем другая история…

 


  • 1
Очень интересный пост!! Спасибо огромное!

Рада, что понравилось!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account