?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Вампиры Испании
melodie_del_mar

     Испания, как правило, далека от волшебных сказок и страшных преданий, которые так любят во многих других европейских странах.
    Слишком долго находилась она под арабским влиянием, слишком долго прятали христиане статуи Святых в глубоких пещерах, и все основные, более или менее известные испанские легенды связаны с христианскими чудесами или сражениями с маврами.
    Лишь кельтский север сохранил блуждающие огни на болотах и прочие кельтские «штучки», о которых я неоднократно писала.
    Но оказалось, что модная ныне тема вампиров не обошла и Испанию. 

 

    Поклонники вампирских сериалов  вышли на форумы, посыпались вопросы и обсуждения, до возмущения дошло- везде есть вампиры, а в Испании нет! Пришлось продвинутой публике покопаться в архивах.
    И тут явились на свет очень интересные вещи.
    Любопытно, что на кастильском диалекте слово вампир очень похоже на его славянские аналоги- наш простонародный вурдалак или хорватский вукодлак (ох, кстати. тема интересная- она мне ещё в хорватских деревушках на ум приходила, доберусь как нибудь- словенские и хорватские вулкодлаки!).
    В кастильском это создание -   creatura de la noche - называется Brucolaco
    Первые упоминания о вампирах в Испании относятся- не поверите!- ко времени между 125 и 180 годах нашей эры.

    Лусио Апулейо, римский писатель и философ, рассказал тогда историю двух сестер, Мерои и Пантии, который регулярно навещали некоего Сократеса (ничего общего с греческим философом не имеющего), и пили его кровь. Ничего не подозревающая жертва слабела день ото дня.
    Чтобы Сократес не замечал отверстий на шее (а может, они просто закрывали его, как банку с соком?:) сестры залепляли ранки на шее бодягой. Но как то Сократес склонился над рекой, «пластырь» отвалился, и последняя капля крови упала в воду. Тут бедняга и умер.
    С давних времен в Испании известен  hombre-lobo, человек-волк, а проще- оборотень.   Хотя опять же, случаи не часты, и Испания никогда не была «рассадником» этих существ.

     Много веков назад были даже способы идентифицировать вампира. Проще всего было раскапывать могилы, и смотреть, не имеет ли покойник характерных признаков.    Немало кладбищ разорили в те времена.
    Самый «достоверный» способ был описан аббатом Фейхоо, он заключался в том, что мальчика девственника сажали на лошадь и отправлялись на кладбище. У какой могилы лошадь вставала, как вкопанная, там и находился вампир.
     В Испании лошадь для ритуала обязательно должна была быть черной, а в Албании, например, белой.
      О существовании вампира где-то рядом задумывались, если у крестьянской семьи начинал без причины погибать скот, а затем и члены многочисленной семьи.
      Самые известные вампирские истории, сохранившиеся в документах, относятся к Каталонии.
      Недалеко от Жироны  в замке Llers (разрушенном уже во время гражданской войны в 20 веке) жил граф  Estruch, Estruc или Estruga, местный феодал и защитник своих земель от мавров.

     Он боролся не только с маврами, но и с сохранившимися языческими обычаями.   

     Говорят, что превратился он в вампира из-за многочисленных проклятий, которые насылали  уничтожаемые им язычники. Став  вампиром, граф много страха нагнал на округу. Любил он молодых женщин, который беременели от связи с ним и рожали чудовищ, умиравших, правда, при рождении.
     Некоторые легенды рассказывают, что граф  Estruch сражался с армией сарацинов в 1212 году, под знаменами Каталонии и Арагона, хотя сам был пришлым рыцарем.
      За  доблесть король выделил рыцарю феод и замок в Каталонии, где и разошелся наш вампир-кабальеро.

    Иногда он выходил на прогулку в сопровождении волков.
    В этих местах говорят, что проклятья погубленных графом ведьм и колдунов обрекли его вечно бродить по ночам в поисках крови. И хотя сильной еврейской диаспоре Жироны удалось вернуть его в Ад, благодаря  особым заклинаниям, до сих пор, темными ночами, выход иногда граф на прогулку.
    Считается, что от его имени произошло каталонское слово "malastrugança”- невезение.
    И если вам не повезет, вы можете встретить обманчиво  мужественного и благородного на вид рыцаря где-нибудь в пустом жиронском переулке…

    У Таррагоны есть городок, который носит название Pratdip, Луг Вампира.



    Здесь не просто существовали легенды о собаках-вампирах, которые пугали  народ.

Изображения этих собак остались на щите местной деревни, на муниципальной печати с 1700 года,  и даже в алтарных украшениях в святилище местной Морской Девы- Святой Марины де Дип 1602 года.

    В настоящее время существует памятник местной «адской собаки», хотя выглядит зверюшка милой и мирной.
    Не только собаки-вампиры разгуливали по этим местам.
Ныне разрушенный замок принадлежал аристократу-вампиру по имени Онофре де Дип.

О нем даже книга написана. Считается, что вампиром Онофре стал во время дипломатической миссии в Трансильванию- укусила его местная дворянка-вампирша.
Приставал, наверное, к девушке темпераментный испанец. вот и получил по заслугам.

   И, наконец, повторю то, что написала, рассказывая как-то о Жироне.

   Жирона- это город, где, если присмотреться, то можно увидеть летучих мышей на старых гербах, на колоннах, отсюда появились слухи, что Жирона - это город вампиров.
   Например,  герб в задней части Паласио Агульяна. На нем видна коронованная летучая мышь!

   Эту мышку даже ретушировали, чтобы слишком в глаза не бросалась, но все равно видна.
   Когда-то дворец был передан монахиням службы милосердия с одним условием: никто никогда не должен открывать дверь и входить в домашнюю крипту во дворце. Так и не входили, от греха подальше!   

   А мышки и в других частях города прячутся. Также, как и странные скульптуры над арками на  улице Рамбла: похоже, что кол в дядю с крылышками вбили.

   А ещё говорят- Трансильвания!

 


  • 1
Спасибо, очень интересно!

Рада, что понравилось!

Кы-акккая прелесть!!!!!!!!
Значит, мы точно знаем, что у испанцев:
1) Призраки есть
2) Ведьмы есть
3) Вампиры есть
4) Адские собаки есть.
А в качестве магических рейнджеров выступает мирное иудейское население. Кстати, мне тут недавно пришла в голову гениальная в своей простоте мысль, откуда растут ноги у традиции считать Толедо "мистической столицей":)

Очень интересная легенда про язычников и проклятого графа. Над этим подумать стоит... Может, даже подсказать кому, чтоб в литературу вписали...

Но меня все-таки очень интересует, как у нас с духами природы...

Ну, итсория графа в Каталонии хорошо известна, по-моему, раз даже язык обогатила :) А над духами природы работаем, работаем!
Толедо на мой взгляд именно потом и мистическая столица, что там как нигде сплелись арабская, христианская и иудейская культуры- то же и с Прагой- и подтягивается в компанию Жирона. Кстати, там у меня в посте про Жирону и плач женщины в темноте, и прочие не сильно испанские заморочки :) но опять же- это Каталония!

А у меня насчет Толедо такая мысель возникла. Дело в том, что в средние века в сознании широких европейских масс разницы между наукой и магией не было. А Толедо, еще при Аль Мамуне, в 11 веке начал становиться порядочным научным центром. А в 12-13 веках - так и того круче, особенно если вспомнить Альфонса Х с его переводческой школой и вообще интересом к Мавританским и Еврейским знаниям. Ведь не даром жеж всякие Алхимические и Астрологические штучки именно к арабам корнями уходят, и термины арабские используют, и вообще арабский язык - это для европейцев был магический язык по определению. Ну и иврит где-то тоже. Тем более, что последний еще и с собственной сакральной традицией смыкается.

вот где-то так.

То есть это была именно УЧЕНАЯ магия.

Опять таки, тут есть о чем поразмышлять, о чем пофантазировать...

А Жирона мне дико понравилась еще по первому вашему рассказу:))) Вот своим вомпиролюбивым друзьям покажу:)))

Кстати, вот этот стих Аль-Мутамидовский, который я обещала вам показать. Откопала во Всемирке, в 20 томе - Арабская поэзия. И перевод очень удачный. И он как-то по-особенному звучит, если впомнить, как потом там все трагично было, в Кордове, у Мутамида.

***
Я без труда завладел сердцем прекрасной Кордовы —
Воительницы, красавицы, чей нрав и горд и суров.
Она мечом и копьем гнала досадных искателей,
И вот мы празднуем свадьбу в одном из ее дворцов.
Дрожат от гнева и страха мои былые соперники —
Сегодня лев отдыхает, но к близкой битве готов.
Я пью вино, от которого исходит солнца сияние,
Из чаши светлое солнце я пью в разгаре пиров,
Покамест ночь не блеснула величием полнолуния,
Покамест луна не вышла из княжьих своих шатров.
Но вот звезда за звездою во тьме ночной загораются
От блеска луны высокой, от щедрых ее даров.
Луна поплыла со свитой, направясь в сторону Запада
Над ней — балдахин Ориона, краса небесных миров.
Луну окружают звезды — полки с развернутым знаменем,—
Так я иду средь красавиц и славных моих полков.
И если исходит мраком броня, в боях почерневшая,
То чаши в руках прелестных сияньем полны до краев.
Рабыни играют на лютнях, а наши храбрые воины
Мечами такт отбивают на звонких шлемах врагов.

Красиво! Кордоба, наверное, больше остальных "знаковых" андалузских городов сохранила мавританский дух. И Севилья, и Гранада уже не такие.

Просто в Кордобе, по счастью, меньше народу толчется!

За что её и люблю больше остальных :)

  • 1