?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Курьезы базилики Сан Петронио. Болонья
melodie_del_mar

  Иногда копнешь вроде бы самые обыденные вещи- и находишь очень любопытные факты, заставляющие увидеть «предмет» в новом свете.
     Сидя с чашкой кофе на пьяцца Маджоре в Болонье я особого пиетета к её Главному собору- базилике Сан Петронио- не испытывала. А почитала-  удивилась.
   Храм-то очень любопытный, очень необычный, исходя из всей его истории.     

 

   Во-первых, базилика Сан Петронио на пьяцца Мадджоре в Болонье является пятой по величине церковью в мире. Её высота 132 метра и одновременно там могут находиться 28 тысяч человек!




     Во-вторых, несмотря на то, что Базилика посвящена святому покровителю города, Святому Петронию, который был болонским епископом в Пятом веке, её строительство не было церковным проектом, а  было проектом коммунальным, она строилась как символ именно коммунальной власти Болоньи и официально перешла к Церкви только в 1929 году, а освящена  была вообще лишь в 1954 году! Несмотря на то, что и хоронили там, и короновали…
     Более того- останки Святого Петрония были захоронены в базилике лишь в 2000 году.

      Вот такая странная главная церковь в Болонье. 
      Коммунальный декрет о её строительстве был издан в 1388 году, а первый камень лег в основание в 1390, городской совет пригласил Антонио ди Винченцо для строительства собора в готическом стиле. Работы, как это часто было в те времена, длились ни одно столетие- закончен был фасад лишь к 1479 году.
      В третьих- основной вход со скульптурами- работа знаменитого Якопо дела Кверча. Мы в Лукке  с замиранием сердца разглядываем его Иларию, а тут вся дверь в Делла Кверча, смотри-не хочу.









     Болонья всегда была основным центром музыки барокко в Италии, музыкальное сообщество было официально учреждено Папой Евгением IV в 1436 году, с 16 века появились первые музыканты «на платной основе»- получавшие жалование за свою работу, а в 1476 и 1596 годах были сооружены два органа, которые до настоящего времени находятся в превосходном состоянии. 
     Ещё один любопытный факт- в базилике в левом проходе на полу  имеется «меридиан» -солнечные часы в форме астрономического меридиана, в 1655 году он был спроектирован известным астрономом того времени Джованни Доменико Кассини, который преподавал астрономию в университете. Длина меридиана 66,8 метров, это самый длинный астрономический меридиан в мире, и  показания всегда были точны до уникальности. Кассини вел учетные записи  показаний этих часов

   В 1530 году Папа Климент выбрал Базилику для коронации Карла V, а впоследствии здесь была похоронена сестра Наполеона Элиза Буонапарте-Бачьоки. 
  
И ещё один необычный момент- ещё один курьез базилики- здесь находится готическая фреска изображающая пытки Мохаммеда в Аду.

    Базилика всегда была объектом неприязни мусульман и даже подвергалась террористическим атакам, в 2002 году было арестовано пятеро членов Аль-Каиды, которые планировали её взорвать.  Считается, что фреска оскорбляет Ислам.

    Автор её- Джованни де Модена, фреска изображает сцену из Дантовой божественной комедии, момент, когда демоны терзают Мохаммеда.

     Заодно ещё одна фреска Джованни Де Модены- «Возвращение магов», уже просто красивая, безо всяких побочных историй.

     Вот такие сюрпризы Болонского Дуомо!

 


  • 1
Большое спасибо Вам за целую серию прекрасных репортажей и рассказов о Тоскане и Италии. Вчера, прочитав про аббатство, надолго закопалась в чтение про Синьорелли. Я к нему неравнодушна после посещения Дуомо в Орвието. А тут такая роскошь! К тому же познакомилась с работами Содома. Просто великолепно.
Про пытки Мохаммеда в Аду на фреске в Дуомо Болоньи к своему стыду совсем не знала.
Вас всегда читать очень интересно.
Еще раз благодарю!:)

Спасибо, очень рада, что нравится! А ещё больше рада, что появляется желание "копать" дальше- я вот тоже на Синьорелли засматриваюсь, но отодвигаю его до путешествия в Кортону и Умбрию. С весны для меня открытием стали делла Роббиа- имя вроде на слуху- а вот что это на самом деле такое даже не представляла- а тут в любимом Чертальдо, на углу на искосок- такая фреска обалденная- и потом в Пистойе, осенью, на госпитале. Сейчас вот читаю про делла Роббиа, оказывается их несколько.

Делла Роббиа я знаю только Луку и Андреа. Керамические портреты, барельефы, фризы, потолки, купола. Из сразу видно - цвет, повествовательность, тонкость деталей, изящество. В музее Барджелло есть несколько чудесных работ обоих. У нас в Пушкинском музее есть неокрашенная гипсовая копия портрета жевушки Андреа делла Роббиа. Я считала, что это очень тонкая работа, пока не увидела настоящую. Это невозможно сравнивать с оригиналом!

А я запала как раз на "уличного" Делла Роббиа- ошеломительное ощущение, если знаешь, что копии в музеях- а тут тебе оригиналы на деревенском углу висят :)

Да, я читала у Вас. Это и правда удивительно. Но это Италия!:)

спасибо! рассказ, как всегда, отличный!
я была в этой базилике.. фотографировать, увы, было запрещено, одна фотография украдкой не получилась))) но от этой фрески с Мохаммедом не могла оторваться. Она впечатляет!

Да уж- она и на фото из интернета практически трудно различима- видимо, украткой снимают! Я так и не нашла четких. А мне, почему-то, больше понравилась вторая- про волхвов.

Ничего себе архитектура... Спасибо за репортаж.

Рада, что понравилось!

  • 1