Ну, вот и последняя часть наших ЛУККовых приключений.
Самое смешное впечатление от Лукки- пробки на узких улицах в дождь. Сначала не поняли, что происходит- толпа, смех, неразбериха- оказалось, что человек 10 с зонтиками одновременно хотели пройти в обе стороны во время вечернего променада на улице Филлунго- столкнулись зонтиками, запутались- хохот и попытки выпутаться из пробки- а народ все прибывает с обеих сторон.
Моё любимое место в Лукке- площадь Читтаделла. Как раз там, на углу этой камерной уютной площади, находится дом-музей Пуччини – сидит он по среди площади на постаменте, на фоне обаятельных старинных домов, окруживших площадь.
Вся она старая, домашняя, милая – можно сидеть за столиком открытого кафе с чашечкой кофе, и смотреть, как в осеннее отсутствие туристов местные жители общаются, пьют кофе, пробегают площадь по каким-то своим делам.
Впервые я услышала о Лукке от одного австрийца- мы шутили на тему, что глубокими пенсионерами должны встретиться за чашкой кофе где-нибудь в Италии. Тогда он сказал- «Я хотел бы состариться в Лукке- сидеть на пьяцца Амфитеатро с чашкой кофе на закате, летним вечером».
Если говорить о Лукке, моим местом для чашки кофе на закате дня могла бы оказаться Читтаделла.
На этой площади и находится «наше» кафе, с тем же названием- Читтаделла.
А в соседнем переулочке Кокомери- маленькая мясная лавка, которую держит приятная пожилая пара и в которой есть все необходимое для перекуса- от хлебы до всяческих сортов сыра и салями.
Окошки моей любимой площади:
С другой стороны, это если вернуться на площадь Сан Микеле, то с противоположной стороны на улице Венето небольшой постоянно открытый продуктовый магазинчик с улыбчивым симпатичным синьором – и рядом- уммммммм пекарня-кондитерская «Таддеуччи» - работающая вторую сотню лет и славящаяся практически на всю Италию.
Боже, какие там вишенки!- настоящие- с «живым» хвостиком, но в шоколаде и ликере, и не магазинные в коробках, а ручной работы.. а миндальные печеньки… а…. а… да все, включая пожилого синьора, который передает завязанную ленточкой коробочку со сладостями поклонившись, и прижав руку к груди.
Воспользуюсь моментом и поделюсь впечатлениями о нескольких луккских заведениях, вдруг кому-то пригодится.
Рекомендованный всеми путеводителями ресторан Джильо на одноименной площади- следующая дверь от нашего отеля- разочаровал. Дорого. Днем пустынно- хотя атмосфера обветшалой роскоши и потрескивающие в камине дрова очень приятны.
Но не вписывается в атмосферу ни длинноволосый африканский мальчик-официант (в итальянском тосканском ресторане?), ни презрительное замечание метрдотеля, брошенное тому же мальчику- хотя нам он источал любезнейшем улыбки- они что, одно первое и одну пасту заказали? И все?
Паста была обычная, кролик по-охотничьи разочаровал, дорогое вино не впечатлило.
Итоговая сумма оказалась в полтора раза выше уже привычных..
Популярный- сами убедились- ресторан «Сан Коломбано» на одноименном бастионе- почти у ближайших к станции ворот- он фактически состоит из двух частей, ресторан и кафе с выпечкой и мороженым и простыми блюдами «меню дель джорно». Мы пошли во второй зал- в ресторан- еле втиснулись за единственный свободный столик между многочисленными итальянским семьями, пришедшими пообедать в воскресный день.
Насмотрелись и на кокетливых старушек на одной стороне стола, салютующих бокалами старичкам на другой- рагааацци-здороооовье! И на уплетающих закуски многочисленных отпрысков итальянских семей, и на аристократичное семейство трех поколений за соседним столом, и на натирание свежих трюфелей на терке над тарелкой с пастой, и прочие атрибуты воскресного итальянского обеденного времени.
Атмосфера была замечательная, еда очень приемлемая, по средним для ресторана ценам. Чечевичный суп- да, дожила и до такого! – выше всяких похвал- чуть тарелку хлебом не вылизала.
«Эмилиана»- кафе, выходящее одной дверью на площадь Амфитеатра, второй- на главную торговую улицу Филунго. Приемлемое- много и съедобно- «меню дня» для туристов- за 15 евро. На первом этаже бар и кулинария, в соседней двери- продуктовый магазин. Так что место для туриста стратегическое. Отметились там даже пару раз.
И, наконец,- «наша» Читтаделла. Вот она- за спиной Пуччини. Зонтики на площади, объявление для туристов о разных бутербродах и прочем- и небольшая кулинария-буфетик в одном зальчике и ресторанчик на несколько столиков в другом.
На стенах старые снимки Лукки, на столах клетчатая скатерть, такое семейное безалаберное заведение с низкими ценами и домашней кухней.
В третьем зальчике- игровые автоматы, где пролетариат Лукки просаживает кровные.
Управляет заведением пожилая дама с видом сицилийской вдовы-аристократки- вся в черном, с поджатыми губами- как я ещё рискнула зайти и спросить, можно ли пообедать?
Вилки на стол она не кладет- швыряет- улыбку так и не вымучила- хотя, вроде, старалась.
Но есть и второй персонаж- её супруг, синьор Фабио. Он седовлас, улыбчив, забывчив и ужасно радостно воспринимает мир. Периодически он выскакивает из зала игровых автоматов с пачками денег- в итоге мы в шутку решили, что это подпольное сицилийское игровое заведение.
-Фабиооооо! Посетители!- кричит дама- но Фабио радостно ощупывает подошвы только что купленных соседом новых кроссовок на площади, у входа в кафе. . Занят он.
-Бегу- бегу!
В первый наш приход он долго объяснял мне, что это преступление- не положить ложку оливкового масла в риболлиту- ну как же так!- искренне огорчался он. А на второй подошел, открыв свой блокнотик- и вдруг расплылся- ой, это же вы опять! – и ткнул в меня пальцем- Ты! Говоришь по- итальянски!
-Вроде дааааа,- проблеяла я.
-Так слушай- сегодня надо брать «Пенне аль арабьятта»
-ну уж нет- возмутилась я- сначала тортелли по луккски, а потом несите свои скалоппини аль фунги- умммммм какие эскалопчики в соусе с белыми грибами!
В последний наш день я поинтересовалась, как он делает соус.
–Понравилось!-расплылся Фабио,- Ну, слушай!
(черная спина в углу дрогнула, но осталась невозмутима, как скала)
-Сначала я кладу вот это, потом вот то, потом… ой… сейчас..
-чесссснок- сквозь зубы процедила черная спина.
-ну да, чеснок! -радостно завопил Фабио! А потом петрушку и обязательно.. ну, этот…
-шалффффей- пришла следующая ледяная подсказка.
Так, общими усилиями, одолели рецепт.
Фабио понесся дальше, а Темная Дама набрала номер и принялась тараторить что-то по мобильнику.
-О!- киллера вызывает!- прокомментировал муж. Жалуется- типа, «Мой-то, склеротик, фамильный рецепт выдал!»
Надо ли говорить, что последним, кого мы встретили по дороге на вокзал, таща за собой чемоданы, был старый синьор Фабио- он радостно замахал нам, чуть не свалившись с велосипеда- на работу ехал.
Лукка знала, как с нами попрощаться.