Поздняя осень в Италии- Бризигелла
melodie_del_mar

Городок по праву входит в клуб самых красивых борго Италии- сама средневековая деревушка с дополнением более современных пригородов расположена в низине- хотя некоторые улицы карабкаются наверх, а над ней возвышаются три холма- Тре Колле.

Вокруг- поля с виноградниками и оливковыми рощицами. Кстати, в Бризигелле своё оливковое масло аж 5 разных видов, очень ценится, проводятся всяческие его ярмарки и праздники.

У нас не совпало, а практически вокруг наших двух дней в Бризигелле были и праздник дикой груши, и праздник масла, и усиленно готовились к празднику трех холмов. Надо ли говорить, какой был перевес у моего чемодана после масла Бризигеллы!- а ещё в местных магазинчиках продают всяческие средства для красоты- кремы и прочее- на своем масле и термальных водах…

А вообще в маленькой деревне через дом то энотека, то кондитерская, то ресторанчик- все ужасно аппетитно и экологично. Местные жители восстанавливают старинные рецепты крестьянских пирогов- и пекут их в своих пекарнях-кондитерских, в праздник дикой груши в рестораничках выставлены смешные о руки нарисованные плакаты и готовятся блюда из местной дичи с добавлением этой самой груши, пироги пекут, десерты делают.

«Бризигелла- не просто член сообщества “slow town”,- сказала нам Сильвия из Pro Loco-    организации, занимающейся популяризацией «Земель Бризигеллы»- у нас действительно неспешная жизнь- даже возвращаясь с работы из Болоньи или Флоренции мы снова окунаемся в ту жизнь, какую вели здесь ещё пятьсот лет назад- мы живем на своих экологических продуктах, готовим так, как готовили прабабушки.. и у нас есть столько всего интересного, чтобы показать туристам!»

Первым делом мы вышли в центр- практически в здании мэрии начинается проход на самую необычную улицу Бризигеллы- и не только её- улицу Виа дель Борго или Азини- улицу ослов.

Вот такая мэрия

Фактически это улица внутри здания- с полукруглыми окошками, построенная ещё в 14 веке-своё название она получила благодаря мулам, которые тащили поклажу по этой защищенной улице в те времена, когда Бризигеллу осаждал герцог Урбино- скрытая улица позволяла беспрепятственно перевозить все необходимые грузы.

Особенно таинственно и впечатляюще улица смотрится ночью..

А внутри- двери небольших офисов и домов- уже с другой стороны улицы- в тыльной, так сказать, части, выходящей прямо на скалу- здания смотрятся нормальными, с садиками и огородиками.

Оттуда же самый удобный и живописный подъем на Часовую башню- множество разных лестниц с видами на окрестности. Вокруг- скамеечки для отдыха- мы ползли по лестницам, а местные жители весьма пожилого возвраста радостно совершали утреннюю пробежку.

На каждом холме- свой «маяк» - на одном часовая башня 12 века, на втором- замок 15 века, на третьем святилище- храм 18 века. Стоит добраться до одной верхушки скалы- и дальше уже по внутренней так сказать дороге можно легко дойти на двух остальных. Проще всего забираться на часовую башню, она хоть и выше остальных- но как раз от ней очень удобный путь дальше.
   Не везде ещё убрали оливки

А вот так укрепляют поля- чтобы не позли на дорогу

Но сначала произошла очень любопытная встреча.. Пока я бегала по улице внизу, рассматривая многочисленные кафе и магазинчики, муж спустился из кого-то то переулочка и сказал, что некая девушка показала ему вверх и сказала- «мольто белло», типа надо идти туда. Пошли…почти дошли до узкой лестницы   где все было выложено древними камнями, когда откуда-то (из стены?) появился пожилой седовласый господин который приветливо улыбаясь тоже порекомендовал- вам туда, наверх, там очень красиво.

толкнул неприметную на первый взгляд дверь- и скользнул внутрь… дверь осталась распахнутой, и я замерла, увидев старинные амфоры и прочие каменюки..

-Проходите- распахнул дверь пошире старик- и мы вошли в самое необычное помещение, какое только видели в своей жизни.

Квартира- трехэтажные апартаменты- была встроена вдоль грота уходящего куда-то вниз, в глубину- и вверх к вершине скалы. Грот был подсвечен- вокруг на полках стояли старинные керамические сосуды, мы то спускались вниз в подземелье- (ну надо же- и ведь пошли, как овцы, не зная куда и за кем- сказал потом муж) то поднимались вверх.

Старик рассказывал, как в природном холодильнике когда-то хранили продукты, как в сильные снегопады всю расщелину заполняет снег, небольшая ванная с собственно самой ванной, биде и туалетов вместо одной стены была стеклянной- и за этой стены опять обрывался в пропасть грот… маленькие окошки выходили на боковые улочки.

Это что- музей, апартаменты для туристов? спросила я, когда утихли ахи и охи- Это мой дом- улыбнулся старик.

Вышли обалдев от увиденного- и потом я захлебываясь рассказывала Сильвии, как хозяин дома показал нам необычный дом-грот, как это все потрясающе.

-Алессандро, да? Шеф-повар элитного ресторана Ла Гротта – спросила Сильвия- это все его.

-Не знаю, как его зовут. Не представился, такой пожилой синьор.

-Ну что вы, Алессандро около сорока- ответила Сильвия- а после моего описания старика ещё больше удивилась- у нас в деревне вроде таких нет!

Как вы описываете, похоже на рассказы об одном местном синьоре, умершем пару столетий назад…его видят иногда, он обходит свои владения- но не может де «спектро»- привидение- показать вам эти места!» - ещё больше удивилась Сильвия, и начала звонить по мобильнику- «Миммо, Миммо, что я тебе сейчас расскажу!!!»

А я даже вернулась и записала название переулочка- Виколо Вольтарина.

Вот и думай… я начала вспоминать, как синьор появился неоткуда.. как толкнул неприметную дверь… наверное, это просто недопонимание.. но спасибо привидению Бризигеллы за потрясающие впечатления, которые оно нам подарило!

Дальше мы полезли на башню- от неё по полям прошли к замку.

Стрекотали какие-то насекомые, припекало солнышко, заливались птицы… звуки города были далеко, а над полями в мареве поздней осени разливалась безмятежность….

Вот такая дорога и соединяет все три холма

Жаль, замок закрыт на реконструкцию- но обошли его вокруг- и нажали кнопку стоящего у ворот специального устройства- и выслушали театрализованное представление о захвате замка- гудели трубы, били барабаны, шло сражение- а мы стояли на вершине холма у запертых ворот старой крепости, внизу жила своей провинциальной жизнью Бризигелла, а звуки реального мира остались где-то далеко-далеко…

здесь, в тепле поздней итальянской осени мы поверили в медленную жизнь Бризигеллы и в то, что старое привидение радушно показывает двум заплутавшим туристам свой дом.

Каждый час звонит колокол на башне- ему вторит колокол на Соборе- Сантуарио, за ним вступает собор в деревне. Каждые 15 минут время отбивают только часы на башне.

В отеле нас встречали как членов семьи- каждый подошел, поговорил, что-то рассказал, спустилась вниз перед обедом- вальсируя в холл вплыла синьора- хозяйка, тут же е1 подхватил некий местный старичок тоже зашедший пообедать- они сделали пару туров- и остановились- ой, сказала, обмахиваясь, дама- мне так нравится эта песня- милая, правда?- по радио действительно звучало что-то очень приятное.

-Синьора, синьора, посмотрите, наш Кимме (маленький и жизнерадостный восьмимесячный шпиц хозяев) сегодня в пальтишке- это уже Даниэль, сын хозяев, кстати. бывший шеф повар итальянского ресторана в Лондоне, бросивший все и вернувшийся для помощи родителям- говорят, что именно он придал такой замечательный уровень сельской гостинице.

А сам хозяин- Марьяно- и улыбался, и обнимался- и в щечку чмокал- истинный итальяно!

А после ужина принес банку закрытую бумажной крышечкой и завязанную ленточкой- в банке пересыпалось что-то серо-зеленое.

Возьми- отдал он мне банку- сам делал- это смесь наших трав и соли- посыпаешь картошечку- и в печь… А уж если мясо натереть перед жаркой- на итальянском это звучало как «сделаешь мясу массаж»- вообще будет беллиссимо! Ну да, если мясу сделать массаж- оно без сомнения будет нежным и мягким!

На следующее утро- а спалось там вообще без задних ног- проснулись рано- в окнах на противоположных сторонах площади два старичка обменивались утренними новостями- они разбудили всю округу.

За ночь прошел сильный дождь, но сейчас, ещё в рассветных сумерках, осталось только звучание фонтана- Fontana Vecchia, 14 век.

Распахнули окно- на небе миллионы звезд, ещё подсвечена башня, а вчерашние тучи бледно-розового цвета, толкаясь, убегают за горизонт. А крыши и шпили городка покрыты густым туманом.. Мамма Миаааа- завопила я, перебудив остальную часть деревни- захлопали ставни и пришлось прятаться в комнату.

Уже около семи снова распахнули окно- небо голубело, туман казался ещё гуще и белее, а над долиной Ламоне переливался колокольный звон. Тучи превратились в свинцово-золотой росчерк на горизонте.  А там такоеее!!!!

Сонный и тихо ненавидящий наши ранние пробуждения Марьяно сварил кофе- остальной завтрак был уже приготовлен, что тронуло- каждое утро на столе были не просто магазинные нарезки- все колбасы-сыры-ветчины были из мясной лавки. Все остальное-соки, йогурты, фрукты и печености- тоже на уровне.

Выселяться нам надо было в 10, поезд в 12.30. Ага, друзья навек, а как остаться в пустой гостинице ещё на пару часиков- так нет же- проворчал муж.

Тут появился Марьяно- я тут буду бегать по хозяйству, сказал он, - но вы меня обязательно крикните- я вас отвезу на станцию- сказал он. Ну- вот- резюмировала я- а ты ворчишь!

Сегодня мы выбрали "трудный путь искупления грехов" и полезли на третий холм (чего бы вчера не слазить, по нормальной дороге?) За полчаса, с замерзающими от сырости ногами (понятно, откуда все стволы деревьев покрыты болотным мхом!) и стынущими руками. Мы- жующий валидол муж и я, задыхающаяся от подъема и пытающаяся унять разогнавшийся пульс- доползли до начала грунтовой дорог, покрытой кронами деревьев, по обеим сторонам которой стояли столбы с изображениями сцен из Святого Писания.

Добрались и до вершины, где нас облаяли две собаки при исполнении, а два толстых кота мурзикового окраса лениво спрыгнули с окна при нашем появлении.

Дрогнула кружевная занавеска- и через две минуты пошевелился ключ в замке Храма. И все. Опять тишина.

Зашла.... посидела… Тихо….

Обратно пошло веселее- по «нормальной» дороге через замок- и башню- вниз, где Марьяно положил чемоданы в багажник, отвез нас на станцию, обнял и расцеловал- спасибо за вашу любезность- сказал он нам- в то время, как мы говорили ему то же самое. –Мы вернемся- пообещали мы- летом, как-нибудь, в термах поплавать…

Тут бы я и смахнула скупую женскую слезу.. но сильно хотелось есть и за 5 минут до прихода поезда понеслась к ближайшей пекарне за пирожками с томатами и моцареллой.

-Да не волнуйся, неспешно грея пирожки, сказала продавщица… сколько себя помню-этот поезд никогда ещё вовремя не приходил.
Ещё несколько видов Бризигеллы
Вот такой византийско-равеннский собор

К таким стенам лепятся домики у скалы

Теперь так сказать практическая информация.

Ассоциация Pro Loco www.brisighella.org

Термы- www.termedibrisighella.it

Вокруг Терм- несолько 3 звездочных отелейц, есть с бассейном, возможен полу-и полный пансион.

Линия Фаэнтина (Фаэнца-Флоренция через Бризигеллу- до Флоренции от Бризигеллы полтора часа)

В городе несколько музеев, в том числе под открытым небом, туристических спортивных маршрутов по горам, экскурсий с дегустациями, в долине есть замки, старые храмы, прочие привлекалочки. В случае желания приобщится к цивилизации- в 10 мин. На поезде Фаэнца, дальше 30 мин до Болоньи, 40 до Равенны, до аэропорта Форли- 24 км

Основные праздники (дегустации, ярмарки, народные костюмы и прочие атрибуты)-

11 апреля – Салями

1-2 мая- артишоки

7 ноября- свинины

14 ноября- дикой горной груши

21 ноября- трюфелей

28 ноября- оливок и оливкового масла

Основные продукты- оливковое масло высокого качества, мед, вино, местная салями. Интересные продукты по уходу за собой- кремы, лосьоны и прочие штучки из местных трав, вод и масла).

• 1
вау! кроме восторгов перед вашим умением видеть и рассказывать ничего не могу выразить! а как вы намечаете маршрут - тыком пальца или заранее читаете или едете куда глаза глядят?

Спасибочки! Готовлюсь я заранее- иногда за полгода- как весной, а сейчас- за две недели, но мысли были с прошлой подготовки. Отели ищу очень долго- а дальше мы любим где-то жить, чтоб место прочувствовать- а оттуда уже куда глаза глядят по списку - сейчас вот были одни наметки- из них осталось только два места. Зато появились два других.

Я вернулась из Италии несколько дней назад- правда была впервые- море удовольствия). Но ваша Бризигелла- просто восторг, спасибо!

Главное- что все безумно дешево там- отель, еда- и все в 20 км от аэропорта- так вот сбежать от суеты на недельку- да ещё плюс Флоренция- мечта. Главное- билет до Флоренции всего 5,80 вместо 26 евро на скоростном.

Мы тоже в Форли прилетели-пробежались по городу- он мне очень понравился).Да, цена до Флоренции меня убила)

А-а-а-а-а-а-а-!!!!!!
Зуб даю, ваш старик-незнакомец таки был "с другой стороны"! Это нам акынам-путешественникам на роду такие встречи написаны!

И еще
Краски!!! Краски-то какие!!! Мелоди-дель-Мар, моооооожно я несколько "дальних планов" себе на акварель скопирую? А то у меня вечаная проблема придумывать "что-там вдали", хотя такую красоту разве что Леонардовское сфумато достойно отразит...

Вы правда??? А я в слезах-соплях, что новый фотоаппарат ничего нормально не снимает!!! Спасибо!!!! Копируйте на здоровье. Я ещё клипчик потом сделаю- когда про все отпишусь. А старик правда- странная встреча. Ничего- у меня ещё долина Гарфаньяна впереди и самый сохранившийся средневековый город Европы- Лукка :)И Пиза- без башни :)

обожаю итальянскую осень!! даже с дождями и туманом на холмах, с ее сочными желто-апельсиновыми пейзажами..как же я люблю Италию! отличные фотографии!!!

Все... глаза остались на ваших фотографиях! Почти обморок от такой красоты! "Коли жив я только буду", чудный город навещу, в Бризигелле погощу!

Бризигелла- вообще сплав красоты, души и интересных мест "для посмотреть". Но- "за морем другое чудо"- впереди Гарфаньяна, хотя Вы-то там уже были, возможно.

Восторг,красота и безмятежность!Огромное спасибо за очаровательный уголок Италии.И grazie dal cuore за Ваш неоценимый труд,за Ваше умение рассказывать и фотографировать.Читаю с улыбкой и с нескрываемым удовольствием.Уже хочу в Бризигеллу)))Caterina.

Спасибо большое, Катерина, очень приятно! я Юлия кстати :) Бризигелла очаровательна- мне Романья всегда ближе Эмильи. Хотя на этот городок двух дней хватит вполне- даже полутора дней. А после Тосканы у меня Умбрия идет, соседние регионы-Марке, Тоскана, Умбрия, Романья очень похожи, но Тоскана ни с чем не сравнима линией холмов и особенным дневным светом, а Умбрия красотой природы и замшелых горных городков. Марке уже менее живописно.