Previous Entry Share Next Entry
Сказки Кампо деи Мори (Венеция)
melodie_del_mar

      На самом севере Венецианского Каннареджио, рядом с гетто, находится старая площадь Кампо Деи Мори.




     Когда то на месте палаццо Мастелли были Fondaco degli Arabi- арабские склады- эо было время активной торговли Венецианской республики с востоком. Именно отсюда пришло имя площади- Деи мори- площадь мавров.

     Есть и другое объяснение- палаццо Мастелли принадлежало трем братьям, удачливым коммерсантам, которые приехали в Венецию из Мореа в 1112 году. Мореа- Пелопоннес (хотя иногда говорят Кипр). В Венеции они взяли фамилию Мастелли, их настоящее фамилии никто не знал, и по имени места, из которого они прибыли, площадь стала площадью Мореи- со временем название сократилось до Мори.

   Несколько веков палаццо принадлежало семьи Мастелли, но странное событие впервые случилось в 1757 году- когда в Палаццо жил нотариус Пьетро Предзато. Неожиданно во всех комнатах палаццо раздался звон находящихся в палаццо пяти  колоколов, это повторялось несколько вечеров подряд в один и тот же час- приход местного священника не помог.  Был вызван даже экзорцист, который также не смог изгнать якобы вселившегося в палаццо духа.

   С тех пор, хотя прошло ни одно столетие,, из палаццо неожиданно начинает доноситься музыка и голоса, через некоторое время все стихает. Народ говорит, что  это возвращаются из очередного призрачного похода  духи древних торговцев и празднуют удачные торговые сделки.

  Ещё одно интересное предание связано с палаццо- на фасаде, выходящем на канал находится барельеф, изображающий торговца с верблюдом.

     Говорят,  торговец и его верблюд исчезают один раз в году- в полночь на Богоявление- чтобы возвратиться на место на следующее утро. (Богоявление связано с явлением Христа язычникам- волхвам с востока- может быть, поэтому и уходит восточный маг по таким важным делам?)

   На самой площади стоит три каменных фигуры братьев Мастелли- Риоба, Санди и Афани, четвертый брат- Сьор Антонио Риоба,( имя выгравировано на поклаже, которую фигура несет на плечах).

   -Пусть Господь превратит мою руку в камень!- воскликнул Рьоба. К братьям, известным в Венеции торговцам, о которых шла также дурная слава как об обманщиках и невеждах, но доказательств никто предъявить не мог, все оставалось на уровне слухов, перешептываний-  пришла женщина, которая попросила продать её ткани. Они рассказала, что после смерти мужа её достался магазинчик в самом центре Венеции и теперь её придется самой им управлять. Рьоба обрадовался- он понял, что женщина ничего не понимает, и её можно вручить дешевую ткань плохого качества под видом дорогой- потом их никто не сможет упрекнуть- всегда можно сказать, что женщина сама захотела купить именно эту ткань. Он подмигнул братьям- и увидел, что они сами уде потирают руки, предвкушая удачную сделку.

-Это прекрасная ткань, покупатели будут выстраиваться в очередь в ваш магазин- заверял он женщину, подсовывая ей дешевку- пусть Господь превратит мою руку в камень, если я обманываю! –

-Пусть будет так- ответила женщина и протянула Риобе монеты- как только он взял их в руку- монеты превратились в камень, и рука стала каменеть- братья замерли с ужасом на лице- но один за другим как и Риоба, стали превращаться в камень.

-Лжецы и преступники, вы превратились в три каменных статуи- которыми вы и были всегда, не имея ничего человеческого- сказала Святая Магдалена, а это была она.

Нашли три каменных статуи пришедшие на следующий день работники. Все сразу поняли, что это братья Мастелли, которые окаменели в наказание, но позднее  стали говорить, что братья исчезли бесследно, а  скульптуры всегда украшали здание.






 Уже ни один век каменная статуя Риобы плачет в феврале, когда дни становятся холоднее, чем камни. Говорят, если в это время приложит руку к груди статуи, можно услышать, как бьется её сердце.


. И последняя легенда квартала…  совсем рядом находится дом известного художника, Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто. Это дом № 3399 на Фондамента Деи Мори. Прозвище прилипло к художнику, потому что его отец был красильщиком на фабрике.

    У Тинторетто было 4 дочери, одна из них. Оттавия, унаследовала отцовский дом, две других- Алтурия и Перина,  ушли в монастырь, именно от них стала известна эта история. А касается она четвертой, старшей  дочери, Марьетты.

     Как-то маленькая Марьетта шла в церковь Мадонна дель Орто на первое в своей жизни причастие, дети должны были ходить в церковь 10 дней  на утренние службы, прежде чем получить причастие.

    В самое первое утро на пути в церковь Марьетта встретила старую женщину, которая спросил, куда девочка идет. Марьетта объяснила. Ты бы хотела стать такой, как Мадонна?  спросила старуха.

-Не смейтесь надо мной, это невозможно!

-Это вполне возможно, ответила старуха- я научу тебя, что надо делать. Вместо того, чтобы читать молитву, держи во рту просфору, потом спрячь ей в одежде и когда ты вернешься домой, спрячь в тайном месте. Когда ты сделаешь так 10 раз и соберешь 10 просфор, я приду и объясню тебе, что надо делать.

Девочка так и сделала. Несколько дней она приходила домой, и складывала просфоры в коробочку, которую потом опять зарывала в саду. Но спустя несколько дней собаки разрыли грядку и коробочка была вытащена на поверхность. Марьетта призналась во всем отцу.  Тинторетто, несмотря на глубокую религиозность. Хорошо знал истории, которые рассказывали в Венеции о ведьмах- это был один из способов рекрутировать юных девочек и превращать их в ведьм.

   Он решил никому об этой истории не рассказывать,  но приготовил большую липовую палку и велел дочери на 10 день ждать женщину у входа и пригласить войти в дом.

Просфоры он велел дочери незаметно положить около алтаря- чтобы священник подумал, что их случайно потерял служка.

  Как только ведьма вошла, она получила хороший удар липовой палкой.  Но она тут же превратилась в кошку и увернулась – она бросилась дальше в дом, перескакивая с мебели на стены, занавеси. Но очень скоро ведьма поняла, что все потеряно и она не сможет совершить обряд. Тогда она превратилась в черное облако, которое скользнуло ко внешней стене палаццо.  В стене возникло отверстие, через которое ведьма ускользнула. Больше никто её никогда не видел. Тинторетто на всякий случай перестраховался- чтобы ведьма не смогла вернуться в дом, он установил на месте отверстия небольшой алтарь с изображением Геркулеса.

  Вот такие истории гуляют вокруг небольшого венецианского квартала…

 А реальность иногда преподносит такие истории, что через некоторое время они сами превратятся в легенды…

    В ночь с 30 апреля на 1 мая этого года потерялась голова Риобы… Ночи в этом квартале пустынные, темные…

     Около двух часов ночи неподалёку - буквально в ста метрах, кто-то разбил стекло остерии Rioba. Хозяин выскочил на улицу проверить что и как. И он утверждал, что, возвращаясь домой, голову на Риобе видел. "Проходя мимо, я всегда смотрю на Риобу", - рассказывал он местным журналистам.  А вот утром головы уже не было!

    Пропажу обнаружили около восьми утра две французские туристки, спозаранку пришедшие на кампо. А никто из местных и не обнаружил, что статуя потеряла свою голову!

   Туристки поинтересовались у кого-то из местных- а где, собственно, голова? Тут скандал и разразилая.  Набежали хурналисты и полиция.  На четвёртый день - опять же около восьми утра, голова нашлась. 43-летний l'operatore ecologisto di Veritas – двоник по нашему :) Стефано Скарпа, что метёт округу с 17-ти лет, обнаружил голову в пластиковом мусорном пакете в  400 м от обезглавленной статуи.

     В утренних новостях местного телевидения эта  новость стала главной, а дворник- настоящим героем дня. Высокопоставленный чиновник из мэрии лично пожал руку экологическому оператору под вспышки фотокамер. Главный полицмейстер славил поступок патриота города.
    Теперь обещали голову вернуть на место- кто будет в этих краях- поделитесь, я в ближайшее время в Венецию не попаду.

  И- история Кампо будет неполной без истории церкви. Имя своё церковь, ранее посвященная Святому Христофору, получила новое имя- Мадонна дель Орто- или ещё Санта Мария Одорифера – после того, как в близлежащем огороде была найдена старинная статуя Пресвятой Девы, которой приписывались чудесные свойства.

    Она была построена в 1300 году Фра Тиберио Да Парма, главой Ордена Униженных  Himiliated” (Umiliate), и перестроена в 15 веке, когда возникла угроза её разрушения, сейчас она считается одним из лучших экземпляров венецианской готики.








    В церкви покоится прах Тинторетто, его сын Доменико  и дочь- та самая Марьетта, которую Тинторетто спасал от ведьмы.

     В 14 веке недалеко от Мадонны дель Орто находилась мастерская скульпторов Якобелло  Пьетро Паолоделле Мазенье, которые с юным Паоло, сыном Якобелло, выполняли работы для Палаццо Дожей, Фрари и базилики Сан Марко. Легенда связана с младшим из скульпторов.

    Если внимательно посмотреть на церковь, то видно, что в 12 нишах стоят фигуры апостолов.


    По традиции, фигура Иуды, присутствовавшего на Тайной Вечере, всегда в произведениях искусства заменяется фигурой святого Матфея.   Но так было не всегда.

В 14 веке существовало много альтернативных религиозных течений и множество сект, поклонявшихся дьяволу.    В одну из них, в тайне от отца и дяди, входил юный Паоло.

    Дьявол оценил талант мастера, и предложил ему стать создателем своего царства на земле. Ключевым местом была выбрана церковь Святого Христофора (мадонна дель Орто), куда должны были собраться демоны и злые духи.

    Для этого дьявол дал Паоло одну из 30 монет, полученных Иудой за предательство Христа. На монете до сих пор сохранились капли крови Иуды.

    В тайне от отца и дяди Паоло должен был вложить монету внутрь одной из скульптур апостолов и придать его лику черты Иуды. Так он и сделал.

    Вскоре у церкви в Страстную пятницу должна была состояться процессия Страстей Христовых. Роль одной из Святых в процессии играла девушка, также вошедшая в историю Венеции. Двенадцатилетняя Изабелла Контарини пролежала 15 дней  в коме из-за тифозной горячки. И не только полностью выздоровела, но обрела способности связи с потусторонним миром. Видя внутреннюю ауру человека она предсказывала будущее.

   В середине процессии Изабелла вдруг закричала- «Что, ты больше не боишься святых мест, Сатана? Ты думаешь. Что сможешь противостоять воле Господа и вере людей Его?».

Толпа застыла в изумлении, а Паоло, сразу догадавшись, в чем дело, бросился к девушке- но замер, не в силах двинуться, так как сориентировавшийся в ситуации молодой дьякон окропил его святой водой.

   И тут потемнело небо и поднялся сильный ветер, Паоло упал без сознания, и дьявольскиё дух вышел из него. Очнувшись, юноша не помнил ничего из случившегося.

А статую оставили в покое- она никому уже не могла причинить вреда.

   Но в Венеции говорят, что раз в год, в Страстную Пятницу, фигура иуды исчезает из ниши- она отправляется на кровавое поле Иерусалима, земли, купленные когда то Иудой,  где в эту ночь должны собраться все 30 серебренников Иуды. Фигуру в ночном путешествии сопровождают статуи Веры и Справедливости, которые обычно находятся на крыше церкви. Утром же все возвращается на свои места. (Фото не мои)

?

Log in

No account? Create an account