Неожиданно первым пунктом нашего осеннего вояжа оказался городок Тиволи.
Почему Тиволи?
Во-первых, несмотря на многочисленные поездки в Рим, туда так ни разу и не съездили, а ехать полчаса на местном поезде.
Во-вторых, учитывая, что в этот раз я лишила себя маленьких средневековых городков, Тиволи подходил в утешение, хотя слегка обшарпанные городки Лацио я так и не полюбила, в отличии от Умбрии и Тосканы.
Ехать сюда на один день и галопом, высунув язык, метаться по знаменитым виллам, не хотелось, и две ночи перед основным путешествием, после поезда и перелета, подошли как нельзя лучше.

Вышли из поезда - тьма кромешная, куда идти, хотя бы в какую сторону, совершенно непонятно. Но жители Тиволи, вместе с нами многочисленной толпой вывалившиеся из поезда (из Рима с работы ехали, всего-то 28 минут на поезде) тут же взяли над нами шефство, и, передавая из рук в руки, быстренько сопроводили до пансиончика.
Тиволи - приятный потрепанный временем городок, в котором, кроме знаменитых вилл и римских развалин, есть еще и улочки—лестницы, с увитыми зеленью домами,





очень неплохие ресторанчики и аутентичные бутербродные, милые площади.
Например вот такая у собора.



В стены домов старого города иногда вписаны саркофаги и останки римских руин, и в целом улочки традиционно-приятны.



А еще к вечеру это очень оживленный город, в котором весь народ начинает фланировать по пешеходным улицам.
Но главное- в Тиволи живут очень приятные люди, в первые же минуты нашего пребывания в этом городке «доставившие» нас в пансион.


- Синьор, здесь где-то должно быть кафе «У Сандрины», которое нам рекомендовали.
- Милая барышня, я живу в Тиволи почти сто лет, и никогда не слышал о таком кафе в этом квартале. Рино, Рино! - К трем байкерского вида брутальным синьорам в кожаных куртках нараспашку, курящим у входа в магзинчик, - Ты когда-нибудь слышал о таком кафе?
-Нет, никогда не слышал, нет у нас тут такого
-Не расстраивайтесь, барышня, вон там за углом подают вкуснейшую пасту «качо е пепе», не пожалеете, если зайдете. А вон там- лучшая в городе энотека!

-Тссс, я уверен, что этого вы не видели, - маленький смешной мужичок-смотритель на вилле Эсте, далеко за средние года, хватает за руку. Несмотря на протесты уставших туристов, тащит за собой, куда-то вниз, - и в ответ на наши восхищенные взоры: - Я же говорил, что этот вид нельзя пропустить.

- Не будь коровой, иди сюда! – выгуливающий собаченцию житель Тиволи возмущенно зовет ее домой, - ты же не корова, ты собака!

-А вам куда? - оборачивается водитель местного автобусика, -
-На станцию
-А, так вам лучше выйти здесь, - и он снова открывает двери.
Выходим и переглядываемся, мы были уверены, что до станции еще пара остановок, и зачем мы здесь вышли! Теперь пешком тащиться еще минут двадцать. В это время задним ходом подъезжает уже отъехавший автобус, снова раскрывается дверь и водитель кричит:
-Да вон же мост, идите вниз- и там будет станция!- и действительно, через пять минут бодрого перехода через речку и поъема вверх по лестнице , мы оказываемся на станции, а автобус наш еще только выруливает вдалеке к улице, ведущей на вокзал.

А недалеко от нашего пансиончика, прямо на улице, текла вода из древнего фонтанчика. Не знаю, чем он так знаменит, обыычный фонтанчик в старой стене, но постоянно останавливались рядом машины- с собой воды набрать или просто попить.
Вода в Тиволи везде.


Шумят водопады у старого моста, Сан Рокко, там, где вход на виллу Грегориана. И храм Весты – это уже часть парка.
Остановишься, задрав голову, а из развалин со всех сторон выходят, лениво потягиваясь, кот храма Весты. Спинки подставляют, трутся об ноги.

Все, кроме одного. Он стоит в сторонке и посматривает снисходительно на свою стаю. Он слишком много повидал на свете и долго прожил, и время оставило раны на его ушах, на порванной губе.
Ему уже не интересно гнуть спину и тереться об ноги, да и лапы переставлять не так легко, в его то возрасте.
Но он все равно выходит, и с достоинством, на расстоянии, оглядывает свои владения – кто потревожил покой древних развалин? И тут же исчезает среди камней, лишь сверкнет серебром длинный хвост.

За храмом Весты – руины храма, где пророчествовала под покровительством богини Венеры одна из самых известных сивилл Рима- сивилла Альбунея Тибуртина.
Легенда рассказывает, что пророчествовали сивиллы по древним книгам, написанным по-гречески, и говорили эти книги о судьбе Рима.
Сивилла Тибуртина предложила однажды на продажу властителю Рима Тарквинию 9 книг. Отказался Тарквиний. И тогда сивилла уничтожила три из них.
И снова предложила киги- и снова уничтожила три после отказа. Тогда пришли к Тарквинию священники Рима и упросили его купить книги.
Три книги сивиллы Тибуртина с этого дня как величайшая драгоценность хранились в храме Юпитера на капитолийском холме, а после пожара император Август хранил три книги сивиллы в золотом храме Аполлона на Палатине.
После 363 года н.э. о книгах больше никто не слышал. Может быть, и сегодня под руинами римского форума, или глубоко в Палатинском холме спрятаны тайные книги сивиллы, пророчествующие о судьбах Рима…
Другая легенда рассказывает, что за много веков до появления Христианства напророчила сивилла Альбунея Тибуртина рождение Христа: “Nascetur Christus in Bethlem, annuntiabitur in Nazareth, regnante tauro pacifico cundatore quietis, oh felix illa mulier cuius libera ispum lactabunt”.
Столько времени прошло с тех пор.. но однажды, как говорят в Тиволи, нашли в реке Аньене статую сивиллы Альбунеи с книгой в руках…
Бьют часы на старом фасаде. Вторят ему колокола церквей, шумит речка и ее водопады.


Имя свое- Аньене – получила река по имени этрусского царя Аньо, который был похоронен в ее истоке. Его прекрасную дочь, Салею, похитил один из командиров королевского войска. Разгневанный король с приближенными бросился на поиски дочери, несмотря на непогоду.
Но все сильнее разливалась река, носившая тогда имя Парзенио, все мощнее становились ее водопады, и когда оставшееся войско прибыло на место - ни короля, ни свиты, ни лошадей уже не нашли, все забрала бурная река.
И это сейчас она кажется узенькой тихой речкой, пару дней до нашего приезда вилла Грегориана была закрыта – разлилась река после сильных продолжительных дождей и слишком обильными стали водопады - гулять по парку было опасно.
Но дожди прошли и в парк снова потянулись посетители.
А когда выходит солнце Тиволи становится очень светлым, теплым, бежево-золотистым, совсем не серым и не обшарпанным, каким кажется в серый осенний день. Это камень такой, тибуртин, из которого и сделаны все дома в старом городе.

Время перед Рождеством- то не только время ожидания чудес и праздничного волшебства. В старые времена жители Тиволи верили, что в Сочельник, 24 декабря, вся нечисть выбирается из темноты, и пока родители посещают вечернюю мессу, злые ведьмы могут причинить вред оставленным дом младенцам. Даже домашний скот был под угрозой, например, ведьма могла вселиться в лошадь.
И тогда были выработаны народные ритуалы, способы, чтобы защититься от злых сил.
Например- надо было оставить дома посудину со святой водой, в которую опускали три булавки. Тогда нечистые силы не войдут в дом.
Можно было вдеть в навесной замок метлу.
Или даже.. связать замок епитрахилью священника, который мог изгонять злых духов. Представляю, сколько епитрахилей приходилось покупать местным священникам!


Но все это дела давно минувших дней, и главная забота нынешних тибуртинцев – а жителей этой местности издавна зовут именно так – это успеть на рождественские распродажи, ведь так призывно сияют огнями витрины магазинов!
Продолжение следует.
Вы даже в Неаполь еще раз съездили?
Edited at 2018-12-05 06:37 pm (UTC)
Вот в Калабрии я кроме нищеты и разрухи и ндрангеты ничего не увидела, за что от меня некоторые обиженные дамы отписались. А вот Неаполь покорил. Необьяснимо, но факт
Мой комментарий к «Итальянский ноябрь. Городок Тиволи