По Европе без авто (melodie_del_mar) wrote,
По Европе без авто
melodie_del_mar

Category:

Стамбульская осень. День 5й- Галата и танцующие дервиши.

 Все эти дни Галатский берег был где-то там, впереди, на этой стороне было столько всего, что до той ноги не доходили.
       Мы смотрели на него с высоты Сулеймание, с набережной Эминеню, со стен дворца Топкапы. Казалось, что были видны все улочки, и здания, и лесенки, и Галатская башня.
       Но рано или поздно Золотой Рог должен быть пересечен)











 -Это Стамбул Генуэзцев,- сказал  знакомый,- ты сразу это увидишь. Даже Галатская башня, построена была как башня Христа Генуэзцами в 14 веке.







    И это заметно в арках окон старых зданий, а особенно во дворике католического храма Св.Антония Падуанского, заходишь в ворота- и тебя окружают такие итальянские палаццо.










 
      Это Стамбул европейцев, итальянцев и французов, это проспект Истикляль, носивший раньше имя Grand rue de Pera, где как раз к нашему приезду закрыли на реставрацию линию старинного трамвайчика, это консульства и посольства, это знаменитый отель Pera, где, по неподтвержденным сведениям, писала Агата Кристи свое «Убийство в Восточном экспрессе»,








Это магазины, это площадь Таксим, позади которой начинается еще один торговый проспект,










   Это клуб фанатов футбольной команды «Галатасарай», на чью встречу с игроками мы случайно затесались. Ладно, живы остались))





     Это маленькая улочка, название которой не выговоришь, во всех путеводителях называемая французской и украшающая их страницы- ничего особенного на самом деле, крутая улочка-лестница вся в цветах и столиках ресторанчиков с обеих сторон.





     Гораздо интереснее сесть в кафе в райончике антикварных лавок и мастерских художников  Чукурджима, где хозяин одного ресторанчика позовет хозяина соседнего, не увидевшего что мы присели за его столик. И где молодые официантки не знают ни одного слова по-английски.










 На углах улочек сидят сосредоточенные стамбульские чистильщики обуви- еще одна достопримечательность города, не зависящая от района.





     Но это еще и русский Стамбул.
     Не будем забывать, что к 20 годам прошлого века более 150 тысяч русских эмигрантов оказались в Стамбуле.
     Здесь в кабаке «Черная роза» пел Вертинский.
      А открытый в то время как русский ресторан Rejans, который с первых дней был излюбленным местом встречи интеллигенции, политиков, богемы (причем не только русских), до сих пор остается в числе самых фешенебельных заведений города.
     Вправо от набережной в переулочках находились три русских православных храма – весьма необычных, на крышах домов, бывших некогда постоялыми дворами для паломников, добиравшихся через Стамбул на Афон.
      Сейчас храм только один- а вернее Свято-Пантелеймоново подворье, сложно разглядеть купол на крыше дома, где живут небогатые стамбульцы.
     Но это действующий храм, где наряду с Патриархом Русской православной Церкви, поминается и Патриарх Константинопольский.
     Здесь находятся две чудотворных иконы, написанный на Афоне образ Св. Пантелеймона, и Владимирская, подаренная русской монахиней Митрофанией.

   



     По соседству – купол его виден с террасы Пантелеймоновского подворья- находится и подворье Андреевского скита, считающееся в Стамбуле русской церковью. Хотя давно уже принадлежит грекам.
   А проспект Истикляль весь перекопали, кроме того, что трамвайчик временно отменили,  что не добавило радости от знакомства с этой частью города.
   -Не мой Стамбул,- так я и сказала стамбульским знакомым.
   Галатский мост, соединяющий оба берега Золотого Рога- как и базары, отдельная жизнь, отдельная достопримечательность города.
     На нижнем его ярусе многочисленные ресторанчики.






   Каюсь- наврала стамбульским знакомым, что попробовали там рыбу («Вы до сих пор не ели рыбу в Стамбуле????»), но прокололась.
      Скумбрия на гриле с батоном стоит там 150 рублей в переводе с турецкой лиры, рыба в тарелочке с ресторанной подачей, подороже, но оказалось, что я зря выпендривалась- рыбу надо есть совсем в другом месте, как минимум уплыть по Босфору в деревушку Сарыер.
      Мы реабилитировались, но об этом позднее.
      А пока даже съеденный в ресторане морской окунь- леврек- мне засчитан не был. Так себе был окунь, между нами говоря!

     В любое время года, в любую погоду нескончаемым потоком льются в воды Золотого Рога лески удочек рыбаков с Галатского моста.






Под солнцем они кажутся тонкими золотыми нитями, падающими с неба в воду.





    Сюда и на набережную Эминеню приходят целыми семьями, поймать крохотных рыбешек, которые так вкусны, обжаренные в кипящем масле на раскаленной сковороде.










Мы не успеем увидеть многое- дворец Долмабахче, и византийские крепости,и посмотреть на Стамбул с высоты смотровой площадки кафе Пьер Лоти, а главное – дождь в последние два дня нашей поездки не позволит уплыть на Принцевы острова, где нет автомобилей, а приезжих встречают конные экипажи....
  мы не купим билеты на прогулочный круиз по Босфору и даже не уплывем в так рекомендованный Сарыер «как настоящие стамбульцы», погулять по берегу моря и поесть рыбы.
    Но одно мы должны были сделать обязательно:этим вечером мы пойдем смотреть танцующих дервишей.






    Увидеть их можно в двух местах- на вокзале Сиркеджи, куда до сих пор прибывает «Восточный Экспресс», дервиши там по вторникам и субботам в 19.30 (билеты на месте, но надо придти пораньше, чтобы занять удачное место), билет стоит 40 лир.
  Кстати вокзал сам по себе достопримечательность Стамбула, включая знаменитый ресторан и бесплатный железнодорожный музей.





     А еще дервишей можно увидеть 4 раза в неделю в культурном центре Ходжа-Паша, по соседству с вокзалом, но уже за 70 лир.
    Увы- с вокзалом было не совсем понятно, никто не смог подтвердить, что «мероприятие» состоится, а вот с Ходжа- Паша все было ясно. Кроме адреса) Вернее, адрес то был, и на гугл картах нашли, но это не помогло- долго искали мы сам центр и вход в него с помощью местных прохожих, окончательно заблудившись в переулках и переулках внутри переулков.






     Танцующие дервиши- одна из завлекалочек Стамбула.
  На самом деле это не танец- это молитва, это религиозная церемония.






  Суфизм- одна из мистических разновидностей ислама. Молитвенный ритуал Сема, его часть, стал объектом мирового культурного наследия прошлого, охраняемым ЮНЕСКО.
     Все во вселенной вокруг нас вращается- земля вокруг солнца, атомы, кровь в человеческом теле.
     И однажды вращение стало молитвой, стало способом единения с Небесами, путешествием к Создателю.
    Каждый шаг ритуала имеет свое назначение и название, каждый звук, каждая музыкальная тема.
    Звучат трубы и барабаны, гортанный голос Айинхана, певца.
    Выходят в круг фигуры в черных плащах, встают на колени и опускают головы и ладони на ковер, на белую шкуру, постеленную для них.
      Музыка и ритуалы переходов и поклонов завораживают и гипнотизируют, но вот сброшены черные плащи и неожиданно один за другим начинают кружиться фигуры и развиваются их белые одежды,  это затягивает, и кружится твоя голова, но вдруг одна за одной фигуры замедляют свое вращение, и снова опускаются на колени, и снова ритуал поклонов и переходов, и снова начинается кружение белоснежных одежд, рук, фигур.






 «Если ты вошел в Сема, то окажешься совершенно вне двух миров»…




…Мы вечно суетимся, убегаем,
И тем спастись и скрыться полагаем, —
Но от кого? Задумайся на миг:
От Бога? Или от себя самих?..
(Джалал-Ад-Дин Руми)

По имени этого персидского поэта, кстати весьма известного и у нас,  в Стамбуле и зовут дервишей- Руми.





  В бесконечном пространстве кружатся белые фигуры, находя для себя бесконечное совершенство между рождением и бесконечным существованием…
Tags: Стамбул, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments