По Европе без авто (melodie_del_mar) wrote,
По Европе без авто
melodie_del_mar

Сергиев Посад- Троицко-Сергиева Лавра

Переночевать в Сергиевом Посаде, чтобы неспешно походить по Лавре, я собиралась давно. Все никак не складывалось. А тут все очень удачно подошло по маршруту- вот только с гостиницами- а мы как всегда в последний момент решились на свой вояж- проблема, на майские праздники выкуплено большинство мест. Но все сложилось удачно- не прогадали с проживанием.

Итак- после ночи в поезде перешли с Казанского на Ярославский вокзал- и буквально через десять минут загрузились в электричку.
       В Лавре в это время у меня был друг, который сказал, что идти от вокзала минут 20 неспешным шагом.    Но после всех переездов, да с чемоданами,  взяли такси- и правильно сделали:  гостиница «Владимирская»  практически за углом от Лавры, но сразу не найдешь.
      Городок мило-провинциальный,  очаровали всяческие стилизации под русскую глубинку, очаровательные граффити в переходах и множество кафешек-ресторанчиков на все вкусы.

Столовались в пироговой. Два кафе- итальянская кухня и русские пироги, принадлежащие одному владельцу, соединены между собой. Если встать спиной к Конному двору- то просто вперед к желтому навесу пиццерии.
       Цены умеренные, кухня приятная, пиво хорошее))) Отправила нас туда тетенька у тележки с пирогами, у стен Конного двора.
      Здание Конного двора датировано 1790 годом. В XVII- XVIII вв. при монастыре функционировало крупное конюшенное хозяйство, к 1764 году оно насчитывало свыше 700 лошадей. По указу императрицы Екатерины II монастырские земли были изъяты, и многочисленные конюшенные дворы, построенные из дерева, снесли. Вместо них появился один каменный двор.
     Сейчас здесь музей- отдел Сергиево-Посадского музея заповедника.

И озерцо с парой белоснежных лебедей.

В Лавру отправились,  уже поев и отдохнув, к вечеру, тут и автобусы с туристами отчалили.
Была я тут последний раз еще школьницей, соответственно- ничего не помню. Открывала по новой.

Должна признаться- понравилось больше, чем соборная  площадь Московского кремля. По ощущениям. А вот фотографии абсолютно не получились. Может, потому что не с туристическим, а гораздо более серьезным настроем приехали.
Очаровала церковка за стенами- Параскевы Пятницы.

В соборе отправилась прикладываться к мощам.  Муж не пошел. Вышли из Лавры, полюбовались со стороны- и пошли гулять вокруг. К лебедям и прудам.
Да так нагулялись, что заблудились, вообще непонятно куда пришли. Тут зазвонил телефон- друг, который в Лавре, разыскивает.
-Мы идем к Уточей башне
-О, я там как раз живу. А вы где?
-А мы не знаем. Во всяком случае, уже какие-то ориентиры нарисовались, минут через 15 доползем.
Встретил он нас у центрального входа. Вечер.. тишина, народу никого.
- У Сергия Радонежского были?
-Конечно, я даже прикладывалась вон в соборе.
-В каком соборе? Он вообще не там
Радостный муж:- О, правильно я не пошел, а она побежала, сама не зная к чему прикладываться))))
Друг отвел в «правильный собор»- совсем не помпезный, полутемный, где у раки с мощами Игумена Всея Руси постоянно служится молебен.
Троицкий собор был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря. Именно здесь  в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

А я, не сообразив, до этого понеслась в Успенский собор,  построенный по повелению Ивана Грозного в 1585 году. Здесь проходят все праздничные службы, заказывают требы. Здесь же-гроб Преподобного Сергия, от которого паломниками в порыве благочестия, даже отгрызена одна стенка.

В Троицком соборе монах открыл дверь- и мы прошли в «сокровищницу»- в Серапионову палату, где находятся мощи всевозможных Святых, дверь в нее «отмечена» попаданием ядра при осаде поляками.. Здесь же большая часть Пояса Богородицы, и перечислить все Святыни просто невозможно- голова кругом.  Но мы «под чутким руководством» шли предметно, знали, чего хотим, плюс все основное нам рассказали и объяснили.
У Уточей Башни расстались. Друг в ней жил в Лавре, а у нас она светила огнями в окно гостиницы.

Уточья башня – часть укреплений Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. Названа она так в честь металлической уточки, установленной на ее шпиле. По преданию, стрельбой по этой уточке развлекался молодой Петр Первый во время своего нахождения в Сергиевом Посаде. Сейчас старая «уточка» хранится в музее, а на шпиле башни установлена ее копия. Кстати, башня имеет и другое название – Житничная. Когда-то в ее внутренних помещениях хранили зерно – «жито» по-старославянски.
      Башня появилась еще при строительстве каменных укреплений Троице-Сергиевой Лавры, в XVII столетии, в конце столетия она была несколько перестроена. Изначально построенная с бойницами, она очень быстро потеряла свое оборонное значение. В середине XVIII столетия ее приспособили под водонапорную вышку, что не лучшим образом сказалось на ее внешнем виде. Переливы воды в зимнюю пору способствовали образованию наледи на стенах, что разрушало сооружение. Свой былой вид башня обрела лишь после реставрации.
      Уточья башня имеет форму восьмигранника, а ее соотношение пропорций между верхом и низом считается в архитектуре почти идеальным.

В Сергиевом Посаде есть и музей игрушки, и несколько интересных церквей- но нашей целью была Лавра, поэтому просто прогуливались вокруг, не заходя в другие места.
   От одного не удержались- полезли на холм в сумерках, дождались ночи, чтобы заснять Лавру в огнях. По дороге к нам присоединился местный гражданин- фотограф-любитель, который и показал, откуда лучше снимать.

Утром еще раз прогулялись внутри и вокруг, а я зашла в церковь Параскевы Пятницы- так понравившуюся  вчера.

У стен Лавры мужчина кормил голубей, они взлетали с голубятни целыми стаями на фоне белых стен и куполов монастыря.

А еще Сергиев Посад повеселил.  Бомж, спавший у винного магазина, с трудом разлепил глаза и спросил у нас, проходящих:
-эээээээ а какой седня день?
-четверг,-отвечаем
-Спаси Господи,- приложил бомж руку к сердцу.
 Благочестие разлито в воздухе)))))